Мобильные платежи — реалии и перспективы

Мобильной коммерции давно обещают светлое будущее, однако свидетелями бурного всплеска мобильных платежей мы, пока, увы, не стали. В большой степени это связано с конкретными условиями развития мобильного рынка. Например, наибольшую популярность мобильные платежи имеют в бедных африканских странах, где баланс на счету мобильного телефона — самая конвертируемая валюта в условиях дефицита наличности. В то же время, в Японии мобильные платежи также весьма популярны, однако причина здесь в высоких технологиях.

В наших реалиях мобильные платежи применимы в основном для относительно недорогой оплаты виртуальных товаров и услуг из сферы развлечений. Правда существует здесь и черный рынок — например есть возможность получения наличных за мобильный денежный перевод торговцу ваучерами пополнения счета, у ближайшего подземного перехода. Нередко таким образом обналичивают деньги со счетов краденных мобильников.

Давайте посмотрим, что прогнозировал в 2005 году автор книги «Мобильная Революция» Дэн Стейнбок (для Украины, хронически отстающей от Запада в техническом отношении лет на 5, это весьма актуально):

«Функция мобильной электронной торговли заключается в том, чтобы обеспечить простую и высокоэффективную поддержку транзакций, включая банковские операции, торговлю ценными бумагами, информацию по кредитным картам, заказ билетов и шоппинг (книги, игры, музыка). Избавляя от необходимости носить с собой наличные деньги и пластиковые карточки, мобильный аппарат позволяет владельцу осуществлять покупки практически повсеместно — начиная от торговых автоматов и кончая заказом билетов в театр, по дороге к нему.

В настоящее время на мобильных коммерческих рынках доминируют покупки цифрового контента. От продажи рингтонов и логотипов, операторы переходят к созданию расчетных систем, как наиболее распространенного и практичного способа платежа. Возникла насущная необходимость в стандартизации технических решений, которые будут внедряться торговыми организациями. Все торговцы должны убедиться в привлекательности беспроводной системы расчетов. В 2003 году компания SK Telekom, например, разработала национальный стандарт для мобильных банковских операций, стандартизировала мобильный сервис биржевой торговли и систему банковских платежей».

Что же мы имеем на сегодняшний день? Согласно данным исследования IKS-Konsulting, объем рынка мобильной коммерции (Россия) в 2008 году составил 4,6 млрд рублей. Это всего 2% от общего объема электронной коммерции. При этом свыше 10 млн российских интернет-пользователей используют мобильные платежи для покупки мобильного и интернет-контента при помощи SMS.

Однако оплата контента при помощи SMS — это, конечно, не исчерпывающий арсенал мобильной коммерции. Можно отметить также следующие инструменты так или иначе использующие мобильный потенциал:

Услуги мобильного банкинга — работают с конкретными банками. Оперировать счетом позволяют в довольно редких случаях.
Liqpay — переводы и оплата при помощи виртуальных счетов системы Приватбанка. Ввод и вывод денег в систему — при помощи платежных карт.
Portmone.mobile — позволяет оплачивать счета при помощи банковской карты, привязанной к аккаунту пользователя.
Paymo — оплата товаров и услуг при помощи SMS. Система новая, и хотя поддерживает работу с номерами операторов СНГ, распространения среди мерчантов (продавцов) еще не получила.
Keeper Mobile, Keeper Mini — оперируют кошельками webmoney, позволяют рассчитываться практически везде, где есть прием WM.

С прошлого года на рынке мобильной коммерции появились ряд торговых проектов, а также каталогов, например, m.Magazilla. В настоящее время они принимают заказы пользователей в мобильной среде, однако платежи осуществляются традиционным способом — наличностью. Тем не менее, можно прогнозировать, что с развитием рынка мобильной коммерции мы станем свидетелями развития способов совершения мобильных транзакций.