Игорь Горин, Portmone.com: «Дно кризиса было пройдено весной. Сейчас наблюдается обычный рост»

Межбанковский сервис электронной доставки и оплаты счетов Portmone.com — один из наиболее активных игроков на украинском рынке электронных платежных систем. Проект стартовал практически одновременно с мировыми аналогами. В Украине у Portmone.com просто нет конкурентов, а технические решения платформы Portmone используют многие компании, включая операторов мобильной связи и коммерческие банки. Президент Portmone.com Игорь Горин любезно согласился рассказать изданию Bankomet.com.ua о том, как родилась идея сервиса, и чего стоит ожидать пользователям в ближайшем будущем.

ihor-gorin— Расскажите, пожалуйста, когда и как начиналось Portmone.com?

— Мое знакомство с сервисом электронной доставки и оплаты счетов (EBPP — electronic bill presentment and payment), произошло еще во времена работы в «Квазар-Микро», когда, сотрудничая с банком «Аваль», мне удалось выведать о новомодном тренде развитых стран. Перейти же от теории к делу заставили реалии посткоммунистической системы обслуживания абонентов, знакомой практически каждому из граждан бывшего СССР.

Вернувшись лет 7 назад из отпуска, я узнал о том, что отключили телефон. Тогда за фиксированную связь приходил не один счет, как сегодня, а целых три. И неуплата хоть одного из них на сумму несколько гривен влекла за собой отключение телефона. Анализируя возможность выхода компании на рынок, мы обратили внимание еще на один интересный факт. Сотрудничество украинских граждан с банками, как правило, ограничивается двумя действиями: обмен валют и оплата коммунальных или телекоммуникационных счетов. Причем, рассчитываясь со своим поставщиком услуг, абонент щедро делится с банком за каждую квитанцию. К этому стоит прибавить еще медлительность зачисления денег на счет и частые очереди у банковских касс. В случае пользования системой оплаты счетов через Интернет, все дополнительные расходы ограничиваются ежемесячной абонплатой (9,9 грн).

Несмотря на подхваченный тренд, сложные задачи родились вместе с компанией. Основной проблемой на первоначальном этапе было отсутствие четкого понимания того, как работать и что делать. Это не удивительно, ведь услуга нова не только в Украине – лишь начало XXI века ознаменовало веху в развитии сервиса EBPP. Так, в 2000 г. общий объем соответствующих транзакций в США составил $500 млн., а уже в 2001 г. – $1 млрд. Европа несколько позже откликнулась на новый платежный стандарт, в связи с чем, объемы денежного оборота здесь изначально были примерно в 10 раз ниже, чем в США, согласно данным DataMonitor. Именно поэтому Portmone.com можно в полной мере считать первопроходцем — ее рост шел в ногу с операторами ведущих европейских стран.

— Сколько человек насчитывает компания на сегодняшний день?

— На сегодняшний день в компании работает 20 человек.

— Какие на сегодняшний день направления и услуги развивает компания?

— В 2009 году компания Portmone.com обеспечивает сервис оплаты счетов с помощью мобильных телефонов, интернета, банкоматов, терминалов самообслуживания, системы Интернет-банкинга и сервисом Direct Debit.

— Отмечают, что в кризисный период безналичный расчет стал более популярным, при этом статистика Нацбанка говорит об уменьшении количества активных платежных карт. Прокомментируйте — как отразился финансовый кризис на динамике развития Portmone.com?

— Я не вижу тенденции к тому, что безналичные платежи стали более популярными. И не вижу причин, по которым это должно произойти.

Да, кол-во активных украинских платежных карт сокращается – рост безработицы, переход к выплате “черной” зарплаты это легко объясняют.

Именно по этой причине уменьшился рост количества транзакций с 100% до 70% в Portmone.com. Но согласитесь, 70% рост тоже очень не плохо.

Кроме того, естественная инфляция, особенно по коммунальным платежам привела к тому, что оценивать рост бизнеса по абсолютному объему в гривнах не совсем корректно. Разве повышение тарифов на коммунальные услуги и как следствие увеличение оборота по ним в Portmone.com почти в 2 раза о чем-то говорит? Нет. Именно по этому мы перешли в своих пресс-релизах с информации об обороте на кол-во транзакций.

С другой стороны, судя по статистике платежей, дно кризиса было пройдено весной. Сейчас наблюдается обычный рост.

— Планируете ли вы развивать альтернативные платежные инструменты?

portmone-widget— Мы их развиваем, и довольно давно. Есть Portmone.Mobile – это система мобильных платежей, как раз недавно мы расширили список компаний к ней подключенных. И есть виджет пополнения мобильных телефонов, встраивается в любой Интернет-сайт, портал.

— Карты, каких банков наиболее популярны при проведении платежей в Portmone.com?

— Мы проводили исследование и даже публиковали данные.

— Как осуществляется подключение к вашей платформе новых партнеров, и как вы находите друг друга?

— Конечно мы ведем активный поиск тех интернет-магазинов который представляют собой интерес. Но большинство клиентов сами нас находят по совету своих коллег. Клиенты знают как оперативно и качественно мы работаем.

Рекомендация – самый эффективный способ рекламы.

— Если компания использует вашу платформу для осуществления платежей, означает ли это, что она не собирается развивать собственное программное решение? Т. е., в случае с БТА банком, например — можно ли сказать, что он не станет развивать собственный интернет-банкинг?

— Нет конечно. Эти сервисы не являются конкурирующими. Более того, банки интегрируют наш сервис оплаты счетов в свои системы интернет-банкинга, таким образом сервисы дополняют друг друга.

— В чем преимущества сотрудничества с Portmone.com?

— Только в одном – в качестве. Portmone.com никогда не гнался за количеством предоставляемых продуктов/услуг не отработав до мельчайших подробностей все вопросы качественного предоставления сервиса. Обрастая новой функциональностью мы изначально стараемся отточить сервис до такой степени, что бы клиенты с первых шагов ощутили надежное, безопасное и удобное решение, и не важно для кого позиционируется тот или иной сервис – для частных лиц, для банков или для компаний-биллеров.

— Какие акции и предложения существуют для пользователей ?

— Акции у нас в основном кобрендинговые, очень разные. Были долгосрочные программы с банками. Регулярно проводим акции с компаниями биллерами. Призы бывают совершенно разные, и 5 грн на мобильный телефон и абонплата в системе, и ужин в ресторане, например.

Но наиболее эффективная акция это та, о которой клиенты не отдают себе отчет в том, что она рекламная. У нас была акция с ОТР банком, по которой клиенты, оплачивающие счета этой картой, не оплачивают абонплату в Portmone.com. Но кроме этой возможности (на тот момент 6.9 грн. в месяц — не такие больше деньги) главное – это возможность удобно, быстро и бесплатно заказать и получить кредитную карту этого банка. Для наших клиентов возможность кредитной картой, пусть и не своего родного банка, расплатится за услуги мобильной связи, интернет, ТВ и т. д., а потом в течении льготного периода 55 дней расплатится с этим банком наличными, без уплаты комиссий – это оказалось просто бомбой. Обороты через Portmone.com по картам ОТР банка, который по уровню эмиссии карт на 33 месте, сравним с оборотами первой пятерки банков.

Кроме того, вы знаете, что сейчас наиболее эффективная реклама в интернете это контекстная реклама в поисковиках. Мы открыли еще один эффективный канал – реклама в текстах сообщений об ошибках. Дело в том, что один из украинских банков с целью продвижения своей интернет-банк системы стал блокировать оплату своими картами в нашей системе. Оставляя на совести банка наплевательское отношения к своим клиентам  и правомерность таких действий, Portmone.com в тексте отказа авторизации карт (сообщении об ошибке) начал добавлять рекламу возможности заказа на нашем сайте карт ОТР банка. По данным ОТР банка — ни один канал продажи кредитных карт не дает такого эффекта как клиентская база Portmone.com.

— Каков чувствует себя Portmone.com в правовом поле Украины?

— Если речь о соответствии регламентации НБУ о платежных системах, то Portmone.com не является платежной системой. Portmone.com не ведет расчетных счетов клиентов, деньги через наше юрлицо не проходят, а идут с банков-эквайеров на компании получатели непосредственно.

Portmone.com лишь обеспечивает технический и информационный сервис для банков, компаний и честных лиц по оплате счетов.

— Планируете ли вы выходить на рынки соседних государств?

— В планах у нас есть, ведутся переговоры с различными странами, заинтересованность есть. Но если серьезно, незаконченные проекты и планы мы не анонсируем.  Не то что бы сглазить боимся, но мы никогда не тестируемся на своих клиентах. Клиенты привыкли, что мы предлагаем только законченные решения.

— Чего нового нам стоит ждать в ближайшее время?

— Мы уверены, что наступивший период будет для Portmone.com действительно периодом новых возможностей. Вместе с нашими клиентами и партнерами мы найдем новые пути своего развития.