Виртуальная экономика социальных сетей

По данным исследования компании comScore, на социальные сети приходится уже более чем пятая часть (21,1%) всей размещенной медийной рекламы в США. Экстраполировать эти данные на наш рынок пока еще рано, но очевидно, что мы имеем тенденцию, при которой рекламные бюджеты частично переносятся на социальные проекты, где огромная аудитория с удовольствием позволяет проводить над собой самые разнообразные маркетинговые эксперименты.

socialНа MySpace и Facebook совместно приходится 80% всей размещенной медийной рекламы. Лидеры по объему аудитории – первоочередные претенденты в новых медиапланах.
Помимо рекламы, социальные сети часто не прочь монетизироваться с помощью своих же участников. Самый элегантный для этого способ – создать искусственный рынок искусственных потребностей – внутренняя система поощрений, подарков, рейтингов.
Так зарождается виртуальная внутренняя валюта, которая в будущем вполне реально обменивается на денежные знаки пользователей и рекламодателей.

Одним из самых дальновидных решений крупнейшей социальной сети ВКонтакте стало внедрение такой валюты – голосов.

Чаще всего голоса используются самими пользователями для поднятия своего рейтинга или покупки виртуальных подарков своим френдам. Неизвестно какой процент голосов уходит по этому каналу, но в последнее время к нему добавился еще один – реклама.

ВКонтакте предлагает два вида рекламы – медийную и контекстную. Учитывая широкие возможности таргетинга, то правильно созданная кампания, может привлечь целевую аудиторию за довольно скромные бюджеты. К сожалению, все успешные примеры рекламных кейсов ВКонтакте маркетологи раскрывать не спешат, но по данным, которые удалось нам получить, конверсия из ВКонтакте может достигать 10-15% и это не предел.

У контекстной рекламы ВКонтакте есть один минус – рекламировать внешний сайт нельзя. Поэтому сначала создают группу или мероприятие, а потом ведут весь трафик на него. Зато плюсом этой рекламы является ее низкая цена. Один голос при минимальной цене за переходы, позволяет получить 10 переходов по объявлению. Официально стоимость одного голоса составляет около 7 рублей. Если учесть тот факт, что голоса можно покупать неофициально по 3-4 рубля за штуку, то получается, что маркетологи имеют в своих руках настоящий кладезь качественного трафика, с которым, правда, нужно еще научиться работать.

Черный рынок голосов ВКонтакте – еще одно подтверждение зарождающегося тренда. Сегодня в Интернете можно найти массу объявлений, где владельцы приложений, которые получают голоса от азартных пользователей, продают их всем желающим. Предложение есть, спрос тоже, а значит, тему не остановить. Среди таких объявлений попадается очень много мошенников, поэтому найти надежного поставщика – тоже проблема.

Не так давно в сети появился проект DamGolos.ru, который можно назвать первой биржей или обменником голосов ВКонтакте. На этом сайте можно купить или продать голоса по ценам, которые несколько выше, чем в частных объявлениях, но зато без опаски получить желаемое. По крайней мере, я успешно оформила сделку и уже украсила свой аккаунт парочкой гламурных картинок.

В самой социальной сети есть несколько приложений, позволяющих работать с голосами. Все они похожи между собой. Рассмотрим для примера приложение ВКонтакте ROBOX (http://vkontakte.ru/app577176). Сейчас им пользуется почти 48 000 юзеров. Для передачи голосов необходимо просто установить у обоих пользователей это приложение и затем ввести их идентификаторы в поля ввода. Приложение также позволяет хранить голоса, что защищает пользователя от их кражи, в случае взлома аккаунта.

Таким образом, мы видим настоящую валютную систему социальных сетей, со своей инфраструктурой, конвертацией, программными решениями, рынком и курсами. Эта система тихо рождается и постепенно привлекает к себе деньги извне. Учитывая американский опыт, можно смело прогнозировать дальнейший рост этого рынка.

Дарья Анашина для Bankomet.com.ua