Перспективы сервиса покупки ж/д билетов «е-Квиток»

Электронный билет или e-ticket — это электронный документ, удостоверяющий договор перевозки между пассажиром и транспортной компанией. В отличие от бумажного билета, электронный билет представляет собой цифровую запись в базе данных. Обычно электронные билеты продают авиакомпании, как наиболее технологически «продвинутые». Однако их опыту постепенно начинают следовать и другие перевозчики, например — железная дорога.

poezdВ Украине уже несколько лет существует практика продаж электронных авиабилетов (мы рассматривали ее на примере компании «Аэросвит»), а вот с внедрением e-ticket на железной дороге все еще существуют сложности. Разумеется общая интерактивная информационная система у «Укрзализныци» есть давно. Именно с ее помощью кассиры проверяют наличие свободных мест и делают заказ билетов. Однако до недавнего времени доступ к ней рядовым пассажирам был закрыт, и неулыбчивая кассирша вполне могла наградить вас местом возле туалета, если вы ей чем-то не приглянулись.

Все через Ж/Д!

Примерно год назад ситуация сдвинулась с мертвой точки — был сперва анонсирован, а немного позже и запущен в тестовую эксплуатацию сервис «Е-Квиток». Благодаря этому сервису, при помощи web-интерфейс любой желающий мог проверить наличие билетов на нужный поезд и сделать их предварительный заказ, либо купить при помощи платежной карточки.

Формально — электронный билет в чистом виде. Запись о номере рейса, времени отправления и посадочном месте заносится в базу «Укрзализныци», а пользователь получает длинный код, который является идентификатором записи о купленном билете. Однако «Укрзализныця» не была бы госструктурой, если бы на этом все и закончилось. Дальше заканчиваются удобства и продолжаются курьезы.

Купленный код необходимо переписать или распечатать и придя на вокзал, обменять в кассе на бумажный билет. Учитывая почти 20% переплату за покупку онлайн, удовольствие стоять в очереди для получения билета — довольно сомнительное. Тем не менее, данные статистики, которые предоставляет пресс-служба «Укрзализныци», довольно радужные. Сервис имеет успех у пассажиров.

Процедура посадки по электронным билетам в аэропортах решается просто — пассажиры проходят через гейт, после проверки наличия соответствующей записи в базе. Железнодорожные вокзалы не располагают специальными турникетами, поэтому логичнее было бы оснастить проводников специальными мобильными устройствами для ввода кодов либо сканерами штрих-кодов. Однако «Укрзализныця» рассудила иначе, решив автоматизировать не процесс посадки в поезд, а процесс выдачи билетов.

Билет через терминал

В следующем году анонсирован запуск продаж билетов на поезд через платежные терминалы. Подробности пока не известны широкой публике, однако эксперты из области терминального бизнеса высказывают определенный скепсис в отношении этой перспективы. В частности, возникают следующие вопросы.

  • Какие терминалы будут продавать билеты?

По мнению экспертов, создавать собственную сеть терминалов, продающих билеты — нецелесообразно для «Укрзализныци». Скорее всего будет заключено соглашение с существующими игроками на рынке процессинга платежных терминалов. Свидетельства о переговорах на эту тему с ведущими участниками рынка есть, однако, по их же признанию, достичь согласия не удается не первый год.

  • Где можно будет совершить покупку?

Актуален также вопрос целесообразности данного сервиса. Пока не ясно — будут ли покупать билеты через терминалы в супермаркетах? И есть ли смысл продавать билеты через автоматы самообслуживания на вокзалах? Ведь покупка билета через кассу гораздо надежнее: нет риска того, что купюрообменник переполнится в середине операции и пассажир останется с пустыми руками и похудевшим кошельком.

  • Как будут выглядеть эти билеты?

Естественно, что ни один платежный терминал в Украине не выдаст пассажиру на руки обычный бумажный билет. В лучшем случае это будет все та же последовательность цифр, либо штрихкод для обмена в кассе. Менее вероятно — что фискальный чек терминала будет содержать все необходимые данные о поездке, и будет принят проводником как обычный билет.

Сложность реализации и внедрения

Главными проблемами внедрения нового сервиса терминальщики признают сложность сервиса для пользователей (множество экранных меню), а также его невыгодность для дилеров, владельцев терминалов. Последняя заключается в том, что расходы владельцев терминалов на трафик существенно возрастут (терминалы сообщаются с сервером платежной системы при помощи GPRS-соединения), а прибыль, вырученная в результате подобных сделок будет незначительной — агентский процент, который предлагает терминальщикам «Укрзализныця», до смешного мал.

Главная же проблема экономического характера заключается в том, что за время, которое потратит один покупатель ж/д билета у терминала, автомат мог бы «по-быстрому» обслужить с десяток мобильных пополнений. Соответственно, главным условием реализации сервиса на терминалах является его упрощение, вместе с удорожанием агентских комиссий. Учитывая 20% переплату за покупку онлайн, простор для маневра есть. Получим ли мы в будущем году полноценные электронные билеты на железной дороге — покажет время.