Как создать прибыльный стартап?

Общей детской болезнью (в прямом и переносном смыслах) отечественных стартаперов являются наивные мечты заработать много денег в интернете. Не то, чтобы это было совсем невозможно, однако более 80% сайтов так никогда и не выходят на самоокупаемость. Почему?

gates_kaporВиной всему (как, впрочем всегда и везде) — человеческий фактор. Большинство интернет-предпринимателей не знакомы с азами экономики и предпринимательской деятельности. Научившись худо-бедно создавать сайты, они полагают, что главное нагнать туда побольше посетителей и дело в шляпе — можно доживать свой век на Канарах, безбедно существуя за счет поступлений от рекламы.

Разумеется, не все так просто: популярнейший сервис микроблоггов Twitter до недавнего времени не то что не окупался — просто не мог придумать с чего зарабатывать деньги. Что уж говорить о любительских проектах с гораздо меньшей аудиторией.

Так вот, первое и самое главное, что необходимо уяснить любому стартаперу — интернет-бизнес это такой же бизнес, как и любой другой. Для того, чтобы заниматься им, необходима четкая (а главное — реальная) бизнес-модель, значительные инвестиции и бульдожья хватка предпринимателя. Обойтись 1-2 WMZ, выложенными за скрипт, который сделает вам счастье тут не получится.

Бизнес-план

Если вам кажется, что у вас есть блестящая идея для интернет-бизнеса (а какие идеи могут сработать мы рассмотрим несколько ниже), то первое, что вам необходимо сделать это составить бизнес-план. Предоставляю вам самостоятельно поискать в интернете правила его составления — благо руководств существует масса.

Обычно бизнес-план составляется в электронной таблице. Сюда обязательно заносятся все первоначальные и последующие расходы, а также предполагаемые статьи дохода. Эти последние непременно должны быть реалистичными, то есть на чем-то основанными. Не забудьте посчитать буквально все — от стоимости электричества и аренды помещения, заканчивая регистрацией предприятия, резервным фондом и зарплатой штата сотрудников.

Не стоит ничего придумывать из головы. Электронная таблица, созданная при помощи формул в Excel, позволит получать различные значения, путем изменения входящих параметров. Это очень удобно для того, чтобы просчитать  оптимистический, реалистический и негативный сценарии вашего бизнеса. И ни в коем случае не забывайте — что доход и прибыль — совсем не одно и то же.

Составляя бизнес-план, вы можете обнаружить весьма странные закономерности. Например, общая прибыль проекта сперва может расти, а потом начать снижаться, при общем сохранении прихода/расхода на прежнем уровне. Попробуйте оптимизировать первоначальные расходы, поиграйте со значениями. Уверяю — вы откроете для себя много нового и полезного. И ни в коем случае не ввязывайтесь в заведомо убыточное предприятие.

Чем заняться?

Прибыль — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и сбыт. Соответственно, предпосылками для получения прибыли, служит в первую очередь торговая деятельность. Торговля предусматривает, что вы продаете самостоятельно произведенные либо перепродаете чужие товары и услуги (интернет-магазины, трафик, премиум-услуги в социальных сетях, партнерские программы и т.п.).

Другая бизнес-модель заключается в том, что вы предоставляете в аренду средства производства капитала. На этом принципе построены платежные системы, платные рекламные сети, а также различные торговые системы типа аукциона eBay. При таком подходе прибыль заключается не в получении маржи от продажи товара/услуги, а в  комиссии от уплачиваемой пользователями за возможность осуществления экономической деятельности, своего рода, налог.

Вот в этих рамках и нужно искать решения для вашего бизнеса. Первый способ является более очевидным и надежным, второй больше ориентирован на перспективу и напрямую зависит от масштабов аудитории пользователей.

В обоих случаях важно понимать, что бизнес крайне редко работает сам по себе, и уж во всяком  случае — не на начальном этапе. Поэтому главное в нем не столько разработчики, сколько крепкий и пробивной менеджмент наряду с тонким маркетинговым расчетом. Руководители успешных стартапов занимаются не разработкой, а организационными вопросами. Важно понимать: это совершенно разные вещи. Если вам больше по душе программировать за бутылочкой пива, а переговоры с инвесторами и партнерами вас не вдохновляют — лучше и не беритесь. Найдите себе толкового напарника.

Есть еще одна серьезная проблема, на которой споткнулось не одно поколение стратаперов, которые пытались разработать что-то действительно новое и интересное. Даже если ваша идея экономически обоснована, но рынок не еще не созрел, то скорее всего вас ожидает фиаско. Чтобы стать успешным, проект должен реализовывать уже сформированные потребности пользователей. Чтобы стать прибыльным — он должен ограничивать реализацию этих потребностей, то есть создавать искусственный дефицит. Подумайте над этим.

Не стоит закладывать в основу бизнес-модели только продажу баннеров на вашем сайте. Без четкого знания социально-демографических и социологических характеристик аудитории такая реклама никому не нужна. И ее эффективность вместе со стоимостью будут только уменьшаться из года в год.

Инвестиции

В идеале лучше не брать их ни у кого. С другой стороны, многие предприниматели считают, что рисковать собственными деньгами — глупо. В связи с тем, что рыночная экономика у нас еще достаточно молода и не имеет прочных традиций, практика венчурных инвестиций не прижилась в СНГ.

Если на западе венчурные инвестиции — это хотя и высокорисковое, но все же средство диверсификации вложений, чтобы «не хранить все яйца в одной корзине», то у нас это верный способ деньги потерять. Зачем развивать что-то ради денег, если деньги уже дали? Западные инвесторы понимают особенности нашей психологии — и не спешат доверять местным стартаперам.

С другой стороны, местные инвесторы — ребята более конкретные, которые вкладывая рубль, непременно хотят извлечь два. И будьте уверены: спросят с вас по полной, если вы им не предоставите причитающееся. Поэтому если вы не видите простого и ясного способа, как немедленно (или, по-крайней мере, в ближайшей перспективе) заставить ваш бизнес-проект приумножать капитал, ни в коем случае не берите чужих денег, чтобы не попасть в долговую яму.

Учтите также и тот факт, что принимая финансовую поддержку, вы обычно не только обязуетесь вернуть вложения, но уступаете часть бизнеса в перспективе. Если цивилизованные западные инвесторы, после получения оговоренной прибыли, не претендуют на ваш бизнес в целом, то большинство местных «благодетелей» стремится прибрать все к своим рукам. То же самое скорее всего ожидает вас, если вы постараетесь найти прибежище у какой-нибудь крупной компании или холдинга. Бизнес просто перестанет быть вашим.

Традиционно, на уровне бизнес-идеи предпринимателям охотнее всего помогают деньгами венчурные фонды. При этом договора заключаются на срок от 3 до 7 лет, за которые проект должен показать рост доходности более 40%. И только после этого можно брать на себя более серьезные обязательства в виде прямых инвестиций или банковских кредитов. Процесс этот очень серьезный и  длительный. Руководствуйтесь следующим принципом: только если вы готовы вложить в дело собственные деньги, стоит привлекать деньги чужие.

Напоследок хочется порекомендовать молодым энтузиастам избавиться от розовых очков. Не стоит клонировать чужие успешные идеи. Не стоит втискиваться на уже сложившиеся рынки. Не стоит опережать сегодняшний день. Прежде всего — исследуйте вашу аудиторию и тщательно все просчитывайте. Если вашему проекту все же необходимы финансовые влияния и его бизнес-модель абсолютно ясна и прозрачна, то стоит обратиться к профессионалам. Выслушивая вашу презентацию, инвесторы в последнюю очередь будут интересоваться инновациями вашего стартапа. Главное — как вы собираетесь получать деньги.