Во Франции становятся популярными интернет-магазины драйв-ин

Во Франции все популярнее становится формат драйв-ин: заказываешь товары в Интернете, а забираешь их сам. Французские покупатели перестают ходить в магазины: на смену традиционным супермаркетам и интернет-магазинам приходят гибридные форматы торговли, например, интернет-магазины драйв-ин.

franciya-parizhОдин из крупнейших мировых ритейлеров, компания Auchan, за прошлый год недосчиталась 6,5% чистой прибыли по сравнению с годом ранее — она составила всего 696 млн евро. Еще печальнее финансовые дела у конкурента Auchan, сети Carrefour: чистая прибыль за 2009 год рухнула на 71,5% до 437 млн евро.

В попытках вернуть к себе покупателя многие французские ритейлеры пробуют себя в нетрадиционных для них форматах торговли. Так, E. Leclerc собирает заказы на свои товары более чем с 30 сайтов, пишет газета The Wall Street Journal. Carrefour же тестирует в Париже формат торговли, при котором предполагается, что покупатели будут приезжать на склад компании за товарами, заказанными через интернет.

В США Sears Holding открыл аналогичный магазин в Иллинойсе. Wal-Mart также предлагает потребителям делать покупки через Интернет (за исключением продуктов питания) и забирать в магазинах уже сформированные заказы. По данным WSJ, сейчас сеть изучает возможности введения такой торговли и продуктами питания.

Похоже, что этот вид торговли, появившийся в США еще в 30-ые годы прошлого века, сейчас обретает вторую молодость во Франции.

Классическая модель интернет-магазина, когда покупатели выбирают товары на сайте магазина и получают их с доставкой на дом, во Франции пока не прижилась.

За последние годы интернет-торговля продуктами питания набирала обороты: появлялась масса сервисов, позволяющих отслеживать цены на один и тот же товар и стоимость доставки в разных интернет-магазинах. Однако эта тенденция была характерна, в основном, для Великобритании: в Соединенном Королевстве такой формат торговли продуктами питания уже в 2008 года занимал 1,2% рынка. Во Франции же на его долю приходились скромные 0.2%, по оценкам Planet Retail.

Причина была в неконкурентоспособном ценообразовании. Цены в таких магазинах устанавливались примерно на 15% выше, нежели в обычных супермаркетах и магазинах у дома, что выше, чем в США или, например, в Великобритании. Сроки доставки при этом, как правило, ограничиваются часами рабочего дня, пишет WSJ. Все это уже неудобно для потребителя, но ритейлеры к тому же взимают плату за доставку — в среднем, около 12 евро (17 долларов). Такие расценки просто неприемлемы для страны, где большинство закупается продуктами несколько раз в неделю.

Результатом стал отток клиентов в магазины "гибридного" типа. Так, французский продуктовый онлайн-ритейлер Chronodrive уже заявляет о том, что обороты его торговли сопоставимы с рыночными гигантами. Chronodrive был основан еще в 2002 году частными инвесторами сети супермаркетов Auchan, а первый магазин был открыт в 2004 году в Лилле.

Прибыль Chronodrive Auchan не раскрывает, однако менеджмент сети заявляет, что ее операционная рентабельность сопоставима с традиционными супермаркетами Auchan. Основная часть клиентов Chronodrive — так называемый "средний класс", у которого есть автомобиль, но нет времени на походы по продуктовым магазинам.

В планах компании на этот год — довести число "магазинов на колесах" до 32, а к 2013 году Chronodrive надеется занять 4-5% рынка. Сейчас доля магазина составляет лишь 0,6%. В компании утверждают, что 13 тысяч ее постоянных клиентов за одну поездку в их магазин приобретают в среднем 40 наименований — в основном, это громоздкие грузы, например, бутилированная вода.

Интересно, что германская сеть гипермаркетов Metro также частично работает по схеме "магазина драйв-ин" во Франции, но пока только для оптовых покупателей. В самой Германии у Metro таких планов пока нет, пишет газета Franhkfurter Allgemeine Zeiting. "У нас пока нет никаких конкретных планов в этом направлении", — говорит и официальный представитель сети Edeka. Только торговая группа Tengelmann заявляет об интересе к гибридному формату, однако все такие планы заморожены до 2011 года.

Впрочем, рассчитывать, что супермаркеты, обслуживающие клиентов в автомобилях, повторят в Германии свои французские успехи, не стоит, считает эксперт Центральной объединения немецких предприятий розничной торговли Ульрика Хёрхенс: "Слишком различны потребительские привычки".