Что мешает внедрению электронных платежей в сфере ЖКХ?

С 1 января текущего года в Украине вступил в силу закон, по которому за каждый день просрочки оплаты коммунальных услуг мы с вами должны оплатить пеню. Ситуация с очередями в Ощадбанке или Укрпоште всегда была удручающей, а с принятием закона стало еще хуже — все, кто имеет возможность заплатить и не хочет переплачивать, бросились занимать и без того немаленькие очереди. При этом шансов заплатить в обеденный перерыв — практически никаких.

b_34659_obj_1262638485_bigМожно было бы платить через коммерческие банки или различные платежные системы, но такой способ зачастую стоит дороже, потому что включает комиссии посредников — коммунальные предприятия неохотно идут навстречу операторам платежных услуг. Почему в Украинском коммунальном секторе так туго внедряются современные платежные инструменты?

В развитых западных странах население обычно оплачивает коммунальные услуги через интернет, или заключает с банками договора об автоматическом списании с их счетов нужной суммы денег. Но в постсоветском пространстве, где царит теневая экономика и граждане получают зарплату «в конвертах», наличные деньги пользуются большей популярностью. Поэтому у нас наиболее востребованы платежные терминалы самообслуживания.

В сложившейся ситуации, когда каждый день несет новые долги, а стоять в очередях просто нет времени, необходимость внедрения оплаты коммунальных услуг при помощи удобных электронных инструментов, которые доступны в режиме 24/7 — более чем очевидна для пользователей. Да и для коммунальных предприятий, своевременно собранные деньги населения — это средства на ремонт, закупку материалов, зарплату сотрудников.

Тем не менее, подключение ЖКХ к платежным системам зачастую происходит с большим скрипом. InternetUA уже писал о проблемах с информатизацией коммунальных предприятий. Однако на самом деле, проблема даже шире. Дело в принципиальном нежелании руководителей этих самых предприятий и даже глав городских и областных администраций внедрять новые технологии.

Загвоздка заключается в том, что для внедрения новых технологий, чиновникам нужно сперва разобраться в вопросе, а после соответствующей резолюции, провести ряд организационных преобразований. Например, внедрение электронных систем учета и оплаты повлечет за собой сокращение целого ряда расходных статей, выделяемых на поиск должников и их информирование о задолженностях. Это, в свою очередь, приведет к массовым сокращениям. Неприятно, зато в целом, отрасль станет функционировать более экономно и эффективно.

Как это выглядит в глазах чиновника? Во-первых, он не слишком озабочен проблемой зарабатывания денег — ЖКХ это государственная отрасль, а не коммерческая. Поэтому довод экономической целесообразности здесь не является достаточным аргументом. Во-вторых, разбираться в чем-то новом всегда хлопотно, проще оставить все как есть и бросать все новые силы на выбивание долгов из населения за бюджетные деньги. В-третьих, они не хотят сокращать сотрудников коммунальных предприятий из соображений социальной ответственности.

Но эту проблему уже должно решать правительство, для которого вопрос быстрого и эффективного наполнения бюджета крайне важен. Президент неоднократно подчеркивал за последнее время, что решение вопроса ценообразования в сфере ЖКУ и сбора средств коммунальными хозяйствами является на сегодняшний день приоритетным.

А внедрение электронных средств приема коммунальных платежей, может стать крайне эффективным - во-первых оно избавляет плательщика от необходимости тратить время на простаивание в очередях, и повышает шансы коммунального предприятия своевременно собрать деньги. Во-вторых, отпадает необходимость морочиться с коммунальными книжками — достаточно ввести минимум необходимых данных при помощи простого интерфейса. Информационная система сама будет хранить все ваши показатели и информацию о задолженностях.

То есть мы видим, что с любой стороны, интеграция электронных платежей в сфере коммунальных услуг, явление всецело выгодное и положительное. Тем не менее, руководство ряда украинских областей упрямо игнорирует этот процесс. Даже вопреки тому, что в рамках Инвестиционных Форумов эти чиновники всецело поддерживают необходимость государственного и частного партнерства, на деле они просто закрывают двери кабинетов перед представителями платежных систем, когда те пытаются предложить свои решения по приему оплаты коммунальных услуг.

То есть, попросту говоря, сложности, связанные с реформами, и страх быть обвиненным в коррупции, сотрудничая с платежными системами настолько пугают отечественных чиновников, что им проще закрыться в собственной скорлупе игнорировать любые конструктивные предложения, чем лишиться собственного теплого места.

Очень прискорбно, что именно из-за такой позиции Украина топчется на месте в вопросах развития технологий, а мы вынуждены отправлять наших пенсионеров простаивать в очередях, пока мы работаем, чтобы оплатить все возрастающие в цене коммунальные услуги (в стоимость которых заложено и то, что мы должны кормить многочисленную армию чиновников).