Как повлияет «Северный поток» на экономику Украины

Украинская газо-транспортная система, которой Киев так гордился и часто использовал в качестве средства давления на Россию и ЕС, как то в одночасье утратила всю свою ценность и значение. А причиной тому стал запуск 6 сентября нынешнего года первой нитки российско-германского морского газопровода "Северный поток".
GTS_Ukrainy_629271679
Пока что в трубу, проходящую по дну Балтийского моря, был запущен только так называемый "технологический газ", который должен ее заполнить до определенного давления, а в октябре уже ожидается полноценная транспортировка «голубого топлива» европейским потребителям. Таким образом, «Газпром», как основной поставщик российского газа в Европу выполнил свое обещание и провел новые пути для транспортировки газа в обход Украины.

Инвесторам: что известно о «Северном потоке»?

Газопровод пройдёт по морскому дну через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая, что в районе российского города Выборг, до германского побережья, а именно до города Грайфсвальд:
1. Протяженность. Общая длина новой транспортной системы составляет около 1,2 тыс. км.
2. Стоимость. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, стоимость газопровода " Nord Stream " составляет 8,8 млрд. евро.
3. Вторая нитка. Пока запущена первая нитка газопровода, но активно строится и вторая, запуск которой позволит увеличить пропускную способность «Северного потока» до 55 млрд. куб м. Уже проложено более 650 км. этого пути, а запуск планируется осуществить в следующем году.
4. Совладельцы. Новой магистралью на паях владеют компании: Nord Stream AG - ОАО "Газпром" (51%), BASF SE/Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG (по 15,5%), голландская N.V. Nederlandse Gasunie и французская GDF Suez S.A. (по 9%).
5. Главная цель постройки. Дорогостоящий проект «Северный поток» задумывался и был осуществлен как альтернатива газо-транспортной системе независимой Украины – до недавнего главного транзитера российского газа в Европу. Украинско-российские отношения, которые за последние шесть лет сопровождались минимум тремя «газовыми войнами» очень беспокоили европейских потребителей российских энергоносителей.

В результате российское правительство и «Газпром» были вынуждены пойти на убытки с целью диверсификации в сфере экспорта «голубого топлива». «Северный поток», так же как и «Южный поток» (который еще строится), в будущем должен полностью заменить газо-транспортную систему Украины и стать основным путем поставок российского газа в Старый Свет. Именно поэтому магистраль предназначена, главным образом, для переноса потоков с уже действующих маршрутов. Украинских транзитеров постепенно хотят лишить всех преимуществ: даже для Германию.

Расчеты россиян:
1. «Избавиться от диктата стран-транзитеров». Именно так премьер-министр РФ Владимир Путин охарактеризовал основную цель строительства и запуска «Северного потока». "Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает", - подытожил российский премьер после того, как лично запустил первую линию" Nord Stream ".
2. Теперь развязаны руки. С сентября нынешнего года Москва может разговаривать с Киевом жестче, чем когда-либо, поскольку из рук украинцев удалось выбить последний козырь – транспортировку российского газа в Европу. Теперь можно сколько угодно повышать цену газа для Украины, объясняя ее якобы условиями рынка, давить на ее руководство с целью добиться слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» или вступления Украины в Таможенный союз, обещая в награду снижение цены на желанное «голубое топливо».
3. Украину лишат газа. Уже построенная первая нитка " Nord Stream " способна обеспечить транспортировку около 20 миллиардов кубометров газаиз России в Европу в год. Это практически столько же, сколько ежегодно перекачивалось через украинскую ГТС.
4. Украину лишат денег. По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константина Симонова, введение в эксплуатацию «Северного потока» приведет к недополучению Украиной потенциальной прибыли в размере 770 млн. долл. в год.

Аналитики компании "рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V), обращают внимание на основные плюсы газо-транспортной системы Украины:
1. Объемы прокачки снизятся незначительно. На это надеется министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. Согласно приведенным им расчетам, запуск «Северного потока» не сможет радикальным образом повлиять на работу ГТС Украины. "Сегодня мы транзитируем больше, чем в прошлом году, с учётом увеличения потребления газа в Европе мы рассчитываем, что у нас если уменьшится объём транзита, то незначительно", - заявил министр. Действительно, за 8 месяцев 2011 г. объем транзита российского газа в Европу через Украину вырос на 13,76%, достигнув отметки 70 млрд. 43 млн. куб. м. Эти цифры на целых 13,24% превышают показатели 2010 г.
2. Украина рекламирует свою ГТС. Украинская сторона настаивает на уникальности своей газо-транспортной системы. Ее особенность заключается в наличии крупных подземных хранилищ, расположенных около западной границы. Именно этот фактор обеспечивает абсолютно стабильные поставки газа в страны Западной Европы при любых обстоятельствах. Чего нельзя сказать про обходные газопроводы - "Северный поток" и "Южный поток". Они проложены по дну моря, вследствие чего их функционирование может быть связано с многочисленными и не всегда изученными рисками. Стоит ли менять надежный канал поставок газа на новаторский и непроверенный ради какой-то эфемерной политической выгоды?
3. Киев призывает к модернизации ГТС. Как выход для Украины видится модернизация газо-транспортной системы, принять участие в которой приглашаются все, в том числе и российский «Газпром». И президент страны Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров призывали западных инвесторов принять участие в этом процессе. В декабре 2010 г. Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планируется вложить 3,1 млрд. грн. Средства пойдут на модернизацию магистральных газопроводов и станций, на реконструкцию компрессорных станций, а также на усовершенствование подземных газохранилищ.
4. Украина угрожает демонтировать свою ГТС. Как крайний способ убеждения официальный Киев использует скрытые угрозы, обещая частично демонтировать свою газо-транспортную систему в случае ее невостребованности. Как сказал журналистам пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий Лукьяненко: «Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины. Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли в дальнейшем РФ использовать украинскую ГТС. Если не собирается использовать, то ее содержание для Украины нерентабельно». В случае незаинтересованности сторон в использовании украинской ГТС, она может быть либо частично демонтирована, либо использоваться другим образом.

Что представляет из себя украинская ГТС? Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд. куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд. куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м. По словам экс-премьера страны Юлии Тимошенко, стоимость газотранспортной системы Украины может составить 150 млрд. долл.(!) И вся эта «махина» в ближайшее время рискует остаться не у дел.

Какое влияние "газовый спор" окажет на курс гривны?

По мнению экспертов факультета детального изучения Курс гривны находится в средне-долгосрочном нисходящем тренде. Ближайшим уровнем поддержки для нисходящего тренда выступит пивот MF в области 10,70, пробитие и закрепление за которым продолжит нисходящее движение. Пробитие же пивота MF и наклонного канала MF, защищающих данное медвежье движение укажет на формирование бычьей волны старшего волнового уровня.


  • Tatiana

    Все достаточно понятно, логично и разумно. Ющенко своей политикой нанес неоспоримые убытки Украине. Почему до сих пор он на свободе?! Почему по газовым вопросам — несет ответственность только Тимошенко????  Если посчитать на сколько десятков лет он поставил Украину на колени и по газу, и по кредитам и посчитать аферы благоверной — жизни не хватит и слов оправдаться!

    • Pilot1939

      Я, например уверен, что во всем виноват эта гнида -Ющенко. Его ненависть к России и ко всему русскому привело к тому, что мы на грани банеротства. Он все время надувал щеки (а на другое у него и ума-то нет) и становился в позу перед Россией (оказывается не в ту). Путин ведь откровенно заявлял, что Украина с ее амбициями может потерять государственность. Кстати, я давно писал, что разумнее всего продать украинскую ГТС (за дешевый газ) России, ведь для ее содержание у экономики Украины не хватит денег. Однако, тупые бандеровцы, которые, к сожалению правят бал в Украине, начали вопить «Ганьба..» Теперь начали говорить о демонтаже украинской ГТС, что же мы выиграли? Проще было засадить Ющенко лет на 15, а Юля встала перед фактом и выбора у нее не было.

  • Юрий Анатольевич

    Украинская ГТС , в ответ на дилетантский подход в публикации, ни в коей мере технически и технологически, а также инвестиционно не может быть сравнима с различными «обходными» газотранспортными структурами типа «Северный поток».Как можно сравнить 2 трубы по дну моря с распределительной сетью основных и байпасных трубопроводов и хранилищ? Ребята писатели, лучше обратитесь к спецам и спишите один в один их рассказ. Без лирических отступлений.
    Украинскую ГТС строил бывший СССР при содействии Госплана и Госснаба, проектировала куча отраслевых проектных институтов. За две 5-летки создали это чудо, безпрецендентное в мире.
    Я понимаю, Татьяну и других людей, увы не специалистов в нефтегазотранспорте, поддавшихся на провокационную статью об «обходных газовых путях» мимо ГТС Украины.
    Но заметьте, ни один иностранный специалист, не говоря о наших, не стал настаивать на отправке украинской ГТС «на металлолом»! Как раз речь идёт о масштабной модернизации ГТС и в данный момент европейцы рассматривают инвестиционные вопросы по данной проблеме.
    Речь идёт, поймите меня, не в боязни «газпромовского монополизма», а совершенно ином технологическом подходе к транспортированию газа в Европу и масштабах затратных инвестиций на новые «шапкозакидательские обходные проекты».

  • Gopa

    Юрий Анатольевич! Спасибо!Просветили!Объясните ещё :
    1,Пчему наша ГТС используется на 13 её мощности, ведь это чудо технической мысли  строили две пятилетки!Аргумент , ведь!
    2.зачем нужна клятым москалям Беларуская ГТС и что они будут делать сейчас.Не расширять ли?
    3.А не повторяем ли мы ошибки прибалтики?Случайно!
    4..Хранилища ещё вспомните,которых, ОКАЗЫВАЕТСЯ, на территории Сербии и Болгарии валом!Сильнейший аргумент придурка Кучмы.
    5.Кроме чуда двух пятилеток  , полувековой давности , есть ещё чудеса технического прогресса, которые Выне учитываете, в силу наличия уВас не только имени, но уже и отчества.Старость это не всегда мудрость.

  • Aлександр

    Очевидно…Что экономические войны ослабляют экономику и Украины и России…Пока на теме конфликтов( надуманных или естественных) экономических разногласий будут греть руки ТЕПЕРЕШНИЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ И УКРАИНЫ ( и ихние МЕДИА)…До тех пор будут постоянные ВЗАИМНЫЕ ПОТЕРИ…Только НЕДАЛЕКИЕ ЛЮДИ МОГУТ ЭТОГО НЕ ПОНИМАТЬ:)!!!

  • Serega

    Я работал на трассе Ямал-Европа,Южный поток и ещё на других обходных трассах.Когда строили обходную трассу по Ростовской области в1995 году Харцыскии завод отказался постановлять трубы большого диаметра,трассу заморозили так как в России не было заводов по производству больших труб.Сейчас в России уже несколько заводов которые выпускают трубы всех диаметров по новым технологиям.Прибалтика тоже козыряла своими мор.портами и терминалами,сейчас они стоят полу пустыми,зато под Питером вошли в строи новые мор.порты и терминалы,плюс под Новороссийском нефтяной терминал и много функциональный порт.Так же и газопроводы строят не дураки,а просчитывают все плюсы и минусы,а в Украине сидят во власти люди которые пользуются сея минутной выгодой и не просчитывают на перспективу.Мы с девяностых Россию салом закидываем и не как не закидаем.

  • Alla17532008

    Вот вам дорогие панове и национальные интереси!Допрыгались,слава вам уродам на веки вечные!Потом кого будите делать крайним,РОССИЮ?По 4 срока отдельные особи сидят в депутатских креслах,зажрались окончательно,теперь начинают рвать одно место на немецкую свастику,дабы вновь остаться при влади,а кто ответит за этот развал в  стране? Не пора ли вас всех пододвинуть?Обороны,все фронты,батькившины,и других нелюдей при власти.