Обзор украинских сервисов онлайн-кредитования. Часть 1

Еще несколько лет назад маркетологи вели дискуссии о потенциале электронной коммерции. Сегодня интернет-магазины все настойчивее отвоевывают аудиторию у традиционных оффлайновых торговцев. Последним рубежом этого наступления является потребительское кредитование, и похоже рынок e-commerce двинулся, чтобы его окончательно перейти.

Почему покупки все чаще совершаются именно в интернете? Эта тенденция носит глобальный характер, и причина достаточно проста: покупать товары в интернете дешевле и удобнее. В обычном магазине вас ждут навязчивые консультанты, которые всеми правдами и неправдами пытаются продать вам дополнительное страхование и гарантийное обслуживание, а цены выше, потому что в них заложены издержки на аренду помещений, зарплату продавцам и т. п.

В то же время, в интернете можно легко и быстро найти интересующий вас товар по более привлекательной цене. А посмотреть-пощупать его можно и в обычном магазине. На западе это явление уже окрестили «шоуруминг». Посетители торговых залов, фотографирующие товары и ковыряющиеся в своих смартфонах, заставляют продавцов серьезно понервничать.

Согласно данным исследования компании ComScore, почти каждый второй (44%) из пользователей смартфонов в Великобритании совершил по крайне мере одно действие, связанное с интернет-шоппингом в то время, пока находился в обычном магазине.

Тем не менее, до недавнего времени, обычные магазины могли предложить покупателям то, чем не мог похвастаться онлайн-ритейлер: возможность потребительского кредитования. Речь о сидящих в сторонке банковских консультантах, готовых принять у вас необходимые документы и выдать разрешение на покупку в кредит. Или, например, сервисе «Покупай частями», который клиенты «ПриватБанка» могут оформить прямо на кассе. Последний, кстати не так давно предложил свою рассрочку и для интернет-магазинов.

На сегодняшний день украинские интернет-магазины продают в кредит всего лишь около 5% товаров. Об этом участникам конференции OWOX «Бизнес интернет-магазинов» рассказал руководитель проекта онлайн-кредитования «Дельта Банка» Дмитрий Щеглов. В то же время, в оффлайн-рознице этот показатель достигает 40-60%.

Чтобы предложить такую услугу своим покупателям, интернет-магазин должен заключить договор с банком или кредитной организацией. В силу разных причин, идут на это не все, в особенности мало шансов найти кредитные предложения на сайтах небольших магазинов, предлагающих товар по более низким ценам.

К примеру, из10-ти крупнейших интернет-магазинов, предлагающих на Hotline.ua ноутбук Apple MacBook Air 13"в кредит, 6 предлагают услуги кредитования. В то же время, среди торговцев, предлагающих тот же товар по самым низким ценам, возможность совершить покупку в кредит предоставляют уже только 3.

Основными игроками пока еще довольно слабо развитого рынка онлайн-кредитования являются банки, кредитные организации и агрегаторы. И в последнее время мы начинаем наблюдать некоторое оживление этой «темы».

Банки

Основными флагманами онлайн-кредитования являются «Дельта-Банк», «Альфа-Банк», «Банк Русский Стандарт», «Ренессанс Кредит Банк» и «OTP». Именно их предложения можно чаще других встретить в интернет-магазинах. При этом только на сайте «Ренессанс Кредит Банка» нам удалось найти внятное предложение для потенциальных интернет-партнеров.

Что касается ПриватБанка, то его сервис «Оплата частями» совсем недавно начал выходить на e-commerce рынок и по сути мало чем отличается от оффлайновой «Оплаты Частями». Чтобы воспользоваться им, необходимо быть держателем кредитной карты ПриватБанка, но платить можно только собственными средствами, а не за счет кредитного лимита. Условием предоставления рассрочки является наличие положительной кредитной истории.

С точки зрения пользователя, условия кредитования несомненно имеют значение. И в этом смысле он хочет в ясном и доступном виде получить информацию о том, кто кредитует и на каких условиях до того, как покупка будет совершена.

Для примера. Сайт Fotos.ua предоставляет максимум необходимой информации: есть названия кредитующих учреждений, условия кредитования, кредитные калькуляторы. Покупатель может самостоятельно выбрать наиболее подходящие для него условия.

*Расчет переплаты осуществлен для Товара, категории «мобильные телефоны», стоимостью 4300 грн. и срока кредита 12 месяцев, без первоначального взноса, без страхования.

А вот у клиентов Rozetka.ua возможности выбора нет. Хотя в соответствующем разделе сайта указаны сразу 3 кредитующих организации, в процессе оформления покупки в кредит, вариантов клиенту не предоставляют, предлагая переплату почти в 2 раза:

Обзор украинских сервисов онлайн-кредитования. Часть 2