Украицам не хватает знаний о средствах защиты от мошенничества в сфере платежных инструментов

11 % пользователей платежных карточек не смогли назвать ни одного средства защиты от мошенничества, остальные респонденты отметили, что им известны в среднем 1-2 способа защиты. При этом современные средства защиты от мошенничества остаются неизвестными или не используются большинством пользователей платежных карт. Об этом свидетельствуют результаты первого этапа комплексного исследования «Мошенничество и грамотность в сфере использования платежных инструментов: взгляд украинского потребителя», которое по заказу Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем «ЕМА» осуществила GfK Ukraine.

Результаты исследования показали достаточно высокую осведомленность пользователей платежных карт о существовании мошенничества в сфере использования платежных инструментов - более 90 % опрошенных знают об этом явлении. При этом 15% опрошенных сталкивались с тем или иным видом мошенничества на собственном опыте или опыте людей из близкого окружения.

Среди наиболее распространенных видов мошенничества были отмечены мошенничество после кражи или утери платежной карты (44%), мошенничество после использования карты в банкомате (33%) и виды мошенничества, относящихся к социальной инженерии (мошенничество после получения опрошенных или человеком из его ближайшего окружения сообщение по электронной почте или по телефону, что побудило его к разглашению информации о реквизитах карты, и после передачи реквизитов карты третьим лицам для выплаты обещанного вознаграждения, выигрыша или заработной платы) - 23%.

Две трети опрошенных после личного столкновения с мошенничеством изменили свою модель использования платежной карты. Наиболее распространенной стратегией стало использование защиты - увеличение набора способов защиты (11 %) или решение использовать защиту(28%). Стратегию избегания использования платежной карты или смены банка выбрали 22% и 11 % соответственно.

Что касается информированности о правилах безопасности при использовании платежных карт, 83% респондентов заявляют, что читали или слышали о таких правилах. О правилах безопасности при использовании Интернет - банкинга слышали или читали 74 % пользователей Интернет - банкинга.

Правила пользования платежной карточкой, предоставленные банком как приложение к договору об открытии и обслуживании платежной карты, лидируют в качестве источника информации о безопасности использования платежных карт (их назвали 65 % респондентов, которые слышали/читали информацию по безопасности использования платежных карт). Те респонденты, которые читали правила своего банка, в целом, оценивают их как понятные, выполнимы, информативные, убедительные и хорошо оформлены.

Опрос показал низкий уровень спонтанного (без подсказки) знания средств защиты от мошенничества: 11% пользователей платежных карточек не смогли назвать ни одного средства защиты, остальные респонденты отметили, что им известно в среднем 1-2 способы защиты от мошенничества. Основные названными средствами защиты от мошенничества являются традиционные и связанные с хранением ПИН-кода. В частности, 52% респондентов говорит о необходимости не разглашать никому ПИН-код. Следующие варианты - не давать карту другим людям (22%) и не писать ПИН-код на карте и не хранить его вместе с картой (14%).

В то же время, современные эффективные средства защиты от мошенничества остаются неизвестными или не используются большинством пользователей платежных карт. Так, например, на вопрос о том, зачем нужны СМС-сообщения, только 44% респондентов выбрали вариант «чтобы в случае кражи денег или иного мошенничества оперативно связаться с банком и заблокировать карту», тогда как подавляющее большинство (91%) воспринимают СМС-информирование как сообщение о поступлении денег (заработной платы) на счет. Также только 58 % респондентов считают, что карту необходимо заблокировать при получении СМС об операции, которую пользователь платежной карточки не совершал, при этом 94% респондентов отмечают, что карту необходимо заблокировать в случае кражи или потери. Таким образом, СМС-информирование воспринимается скорее, как источник информации о поступлении средств на карту, но не как инструмент для остановки мошеннических операций.

Кроме правил использования платежной карты, предоставляемой банком вместе с договором , пользователи получают информацию о действенных и эффективных средств защиты от мошенничества из СМИ (42%), от банковских сотрудников (39%), друзей и знакомых ( 35%). Только 8% респондентов получают такую ​​информацию на официальных страницах банков в сети Интернет. В этих условиях эффективным способом предупреждения мошенничества в сфере платежных карт является ознакомление самого банковского персонала, в первую очередь, сотрудников фронт-офиса, которые непосредственно консультируют пользователей платежных карт, с актуальными тенденциями мошенничества и актуальными средствами защиты от мошенничества.