Личный опыт: как украинцы расширяют бизнес, размещая производство в КНР

made_in_chinaПочему украинские предприниматели перемещаются в Китай и строят там свои предприятия? Пример одной украинской компании описан в рубрике «Мнения» издания Forbes-Украина.

Историю рассказывает один из основателей фирмы «Ленточка». Два диджея – Максим Янкович и Андрей Бычковский – в 2007 году основали бизнес на контрольных браслетах для мероприятий. Сначала компания занималась дистрибуцией таких браслетов, а затем начала их производить на собственной фабрике в Житомире. Это позволило покрыть 20% мирового рынка: появились филиалы в России и Польше, а представительства – в Венгрии, Чехии, Германии, Литве, Хорватии и на Филиппинах. Сейчас компания расширила производство – в ассортимент добавилась сувенирная продукция. А в июне «Ленточка» запускает собственную фабрику в Китае. Так начинает свой рассказ Андрей Бычковский.

- С недавних пор мы решили расширить свое производство и изготовлять сувенирную и подарочную продукцию. Параллельно созрела идея покорения новых рынков, включая США. Причина проста и видна в цифрах – объем европейского рынка составляет 7 млрд евро, а американского – $20 млрд. Поэтому мы начинаем экспансию – и в текущем году с новым продуктом выйдем в 3-4 страны – Германию, Польшу, Россию и Украину.

Для этого мы наращиваем производственные мощности и запускаем свою фабрику в Китае. Это позволит заходить на каждый новый локальный рынок с помощью своих филиалов,  которые сотрудничают с китайской фабрикой и продают продукцию уже локальному потребителю. Таким образом местные будут работать с местными, избегая языкового барьера, проблем с растаможкой и экспортно-импортной канители.

Доставка готовых товаров из Китая, особенно в страны Европы, службами DHL и  FeDex стоит недорого и работает безотказно, что позволяет произвести готовый продукт, использовав местные ресурсы, и отправить его в любую точку планеты. Без лишних расходов, которых не удалось бы избежать, расположи мы подобное производство в Украине.

Мы долго шли к идее построить китайскую фабрику – с КНР начали работать восемь лет назад, и за это время вложили в экономику страны около $0,5 млн. Мы получили бесценный опыт, знания, преданных партнеров и... набили немало шишек. Самая большая трудность в том, что китайское ведение бизнеса отличается от  нашего: подписанный договор – еще не гарантия сотрудничества. Именно по этой причине очень сложно найти партнеров, на которых можно положиться. Но это единственный существенный недостаток в работе с Китаем.

В остальных же аспектах китайская экономика привлекательна для деловой активности – государство видит свое будущее в малом и среднем бизнесе и всеми способами пытается ему помочь. Регулируются вопросы с кредитованием, инвестированием, производством, внедрением новых технологий. Существуют фонды и организации, которые помогают получить кредиты, обеспечивая гарантийными обязательствами и залогами. Внедрены и дополнительные дотации – КНР возвращает 3-5% стоимости товара, производимого на экспорт. Механизм весьма простой – поданная экспортная декларация возвращается через 1-2 месяца. Есть и другое важное преимущество – например, компанию в Гонконге можно зарегистрировать онлайн в течение дня.

Ресурсная и сырьевая база Китая позволит нам сэкономить на себестоимости продукции, а наши топ-менеджеры, работающие в Китае, смогут лично контролировать качество выпускаемых товаров. На китайской фабрике обязательно должен быть контроль качества по европейским нормам.