Верховная Рада готовит амнистию для водителей-пьяниц




Принятые Верховной Радой в первом чтении изменения в Уголовный кодекс фактически освобождают водителей от наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Такое мнение высказал один из известных украинских адвокатов.

Адвокат Вадим Володарский проанализировал "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений" №7279-д. Его выводы неутешительны. Фактически, в случае введения в действие закона, наказать пьяного водителя будет очень проблематично. По чисто процессуальным соображениям.

Согласно нормам нового документа, управление транспортными средствами в состоянии опьянения переходит в разряд уголовных проступков. А из КоАП (ст.130) соответствующая норма исключается. Только это обстоятельство наносит прецедент безнаказанности.

Поскольку административная ответственность снимается, а введение уголовной обратной силы не имеет, то все, кто на момент вступления в силу закона были лишены права управления согласно ныне действующей КоАП (ст.130) оказываются лишенными наказания. Проще говоря им должны будут вернуть водительские удостоверения, поскольку норма на основании которой они были изъяты, в силу закона исключается.

Кроме того, у водителей появится много возможностей по уклонению от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В УПК нет понятия "медицинский осмотр", и нет порядка его проведения. Новым проектом не предусматривается это урегулировать. Есть только понятие “осмотр лица” (ст.241 УПК), которое может проводиться следователем с привлечением медработника. Соответственно, решение о наказании должен выносить следователь, но закон не регламентирует его взаимодействие с медицинским работником.

Также вызывает много вопросов и описан механизм привлечения к ответственности. Алгоритм действий в случае обнаружения водителя, в отношении которого есть подозрения, что он пьян, по проекту такой: задержание, затем получения постановления прокурора, затем осмотр, и, наконец, если состояние опьянения подтвердится, внесение сведений в ЕРДР и дальнейшее дознание .
Несложно представить себе увеличение затрат времени и средств как для водителей (и пьяных, и, что хуже, трезвых), и для патрульных полицейских, и для дознавателей, и для прокуроров. Кроме того, все это нужно будет успеть сделать, пока именно опьянение не прошло. Захотят ли патрульные со всем этим возиться? А успеют, если захотят?

Проектом предусмотрено, что в случае несогласия с результатами осмотра в течение двух суток после ознакомления с его результатами лицо может подать ходатайство о проведении экспертизы. В случае подозрения на опьянение такая экспертиза может проводиться только на основании образцов крови или других биологических сред организма.

Итак, чтобы доказать вину водителя образцы "биологических сред организма" должны быть отобраны на этапе осмотра, ведь через 48 часов следы соответствующих веществ в организме могут исчезнуть. Кто должен заниматься этим процессом в законе не указано. Это фактор еще больше усложняет процедуру и дает новые возможности для избежания ответственности.


Источник: 24 Канал - Все новости