Электронные платежи — залог своевременной оплаты ЖКУ

Так уж получается, что на сегодняшний день, высокотехнологические рынки развивают частные компании, а государство всячески тормозит и препятствует ходу прогресса. Сегодня мы разберем, почему Государство, собирая деньги со своих граждан, не дает им возможность платить удобно и быстро, а выматывает все жилы, многочасовыми стояниями в километровых очередях.

RE08136EВ минувшую пятницу, в ходе нашумевшего телемоста, на котором Президент Украины Виктор Федорович Янукович отвечал на вопросы граждан, неоднократно была озвучена мысль о том, что нужно реформировать коммунальную отрасль. «Необходимо убрать лишние коммунальные предприятия, чтобы удешевить стоимость услуг», - сказал Президент. «Цены должны быть справедливыми и едиными по всей территории Украины», - заявил он.

Это абсолютно верно, однако Президент ограничился только общими замечаниями о том, что стоимость коммунальных услуг разная в разных регионах Украины, и далеко не везде отвечает не только качеству предоставляемых услуг, но даже их себестоимости. Янукович отдал распоряжение принять соответствующие законы и подзаконные акты, чтобы навести порядок в отрасли.

«Я открыт к принятию инициатив», - заявил Президент. Ну коли так, мы, со своей стороны, хотим обратить внимание государственных чиновников на существование проблемных вопросов и внести рациональное предложение.

Отношения государственного и коммерческого секторов в Украине можно охарактеризовать таким образом: «Встречаются, встречаются, а пожениться не могут». То есть, чиновники осознают, что привлечение инвестиций и работа с частными компаниями могут привести к положительным результатам, однако боязнь быть обвиненными в коррупции и нежелание разобраться в деталях, тормозит все процессы на корню. Никому не охота потерять насиженное место из-за чрезмерной инициативности.

Ситуация с приемом платежей от населения за коммунальные услуги обстоит следующим образом. Уже около года существует закон «Об осуществлении государственных закупок», который должны выполнять все государственные и и коммунальные предприятия, где вращаются бюджетные деньги. Согласно этому закону, все закупки должны проходить по тендерной процедуре, что, по логике законодателей, должно препятствовать процветанию коррупционных схем.

Закупки банковских процедур тоже подпадают под необходимость проведения тендеров. Но одно дело когда банк обслуживает счет коммунального предприятия (открывает счет и производит платежи с этого счета), а другое дело — сбор платежей в пользу этого предприятия.

Что мы имеем в итоге? Есть государственный Ощадбанк, есть Укрпошта, есть целый ряд платежных систем, а также такие крупные игроки рынка электронных платежей, как Приватбанк, Флешчек (платежная система банка «Фамильный») и Портмоне (работает по эквайринговой схеме с несколькими крупными банками). У каждой из этих структур — своя целевая аудитория, и они ничем не мешают друг другу на рынке. Но, согласно логике закона о госзакупках и тендерной процедуре, они все должны участвовать в тендере, и коммунальное предприятие должно выбрать кого-то одного.

Более того, каждое коммунальное предприятие проводит свой тендер. В итоге, это может привести к тому, что за свет пользователь вынужден будет платить в одном банке, за газ в - другом, за воду — еще в какой-то платежной системе, и так далее. То есть, вместо того, чтобы заплатить через терминал или интернет удобно и быстро, пользователю придется еще и побегать. Абсурд.

Но и это еще не все. Условия тендера коммунальные предприятия тоже устанавливают самостоятельно. И в этих условиях, оно по-старинке пишет, что банк должен располагать, условно, не менее, чем тысячей отделений. Однако в случае с электронными платежами система сбора средств несколько иная — это сети терминалов, интернет-киоски, мобильные приложения и т.п. Коммунальные предприятия этого не понимают и не учитывают. Чиновники не могут или не желают мыслить современными категориями.

Цель вышесказанного, показать, что применение закона о госзакупках в области сотрудничества коммунальных предприятий с финансовыми организациями - не только нецелесообразно, но и вредно. Необходимо, чтобы коммунальщики имели возможность заключать договора сразу с большим количеством платежных организаций. Это даст возможность гражданам оплачивать услуги любым, удобным лично для них, способом.

И вот когда, наконец, нам, гражданам, не придется далеко ходить, чтобы оплатить коммунальные услуги, количество должников, совершенно точно, резко уменьшится. Если любой человек сможет, подойдя к терминалу, посмотреть свою задолженность по квартплате, то это избавит коммунальные предприятия от необходимости тратится на счета и квитанции, а также на поиски должников. А это как раз и позволит провести сокращение издержек и ту оптимизацию коммунальной отраси, о которой говорит Президент.