Что ожидает автомобильный рынок Беларуси

В прошлом, 2010 году, гражданами Беларуси было приобретено значительно меньше новых машин, чем в 2009 годом. Объёмы продаж новых авто в нашей стране, в том числе российских и иностранных марок, в минувшем году сократились на 31% и составили около 12900 автомашин.auto-0_1

Как чувствуют себя автодилеры в сегодняшней ситуации? Как решают проблему с нехваткой валюты? Как экономическая ситуация повлияла на рынок автозапчастей и сопутствующих товаров, а также услуг по обслуживанию автомашин? Чего ожидать после 1 июля 2011 года, когда уровняются пошлины на ввоз авто?
В 2010 г. характерной особенностью белорусского автомобильного рынка было перенаправление покупательского спроса в сторону российских автомобильных марок, продажи которых составили 3.813.000 машин, что на 81% больше, чем в 2009 году. Что касается автомобилей иностранных брендов, то их продажи снизились на 45%, составив, таким образом, 9.086.000 автомашин. Повышенный спрос на автомобили российских марок в нашей стране был обусловлен, прежде всего, более низкой стоимостью и отсутствием таможенных платежей.
В первую пятёрку общего рейтинга продаж всех новых автомашин вошли три российских бренда. Позиции среди автопроизводителей распределились следующим образом:
Уровень продаж новых коммерческих транспортных средств в 2010 году вырос на 16% по сравнению с показателями 2009 года, и составили 3.722.000 автомобилей. Данный сегмент пополнился, главным образом, за счёт авто российских марок. По итогом 2010 года первая пятёрка рейтинга грузовых автомобилей выглядит так:

По данным БАА доли рынка Беларуси по продажам новых авто за 2010 год сложились следующим образом:

Покупатели новых автомашин в регионах страны отличаются большей консервативностью, чем покупатели Минска, отмечают эксперты «Белорусской автомобильной ассоциации». Именно с этим специалисты связывают более медленный темп восстановления платёжеспособного спроса в регионах, чем в столице. В то же время, только в Минске распространялись кредитные предложения на определённые модели автомобилей, т.к. внедрение подобных программ в регионах страны вызвали некоторые проблемы и затруднения. Именно поэтому уровень продаж автодилеров столицы вырос, а у региональных дилеров уменьшился. Таким образом, в городе Минск в 2010 году было продано порядка 47% всех новых легковых автомашин.
2011 год отличается от предыдущего тем, что с 1 июля повышаются таможенные пошлины для ввоза автомобилей физическими лицами до уровня юридических лиц. В связи с этим на рынке подержанных автомобилей наблюдается настоящий бум ввоза б/у автомобилей. По статистике за первый квартал 2011 года физическими лицами было ввезено больше автомобилей, чем за весь 2010 год. Во многом президент Беларуси именно с этим связывает валютный кризис в стране, который длится до сих пор. Нехватка валюты для импортеров вынудила одних приостановить продажу автомобилей, другие продавали свои автомобили по более высокой цене, закладывая курсовые риски в нее. В любом случае все находятся в поиске возможностей покупки валюты, которой необходимо рассчитываться с поставщиками. Данный вопрос актуален и на сегодняшний день, когда НБ РБ снова административно ограничил курсы валют.
Прокомментировать ситуацию на автомобильном рынке Беларуси на данный момент интернет портал «Бизнес лидер» попросил директора компании Автотехинжиниринг (авторизованный партнер Mercedes-Benz) Кудряшова Бориса Витальевича и директора компании ФБ Трэйдинг (официального представителя немецкого концерна F?rch в Беларуси) Дмитрия Липницкого.
Бизнес лидер: Борис Витальевич, почему продажи достаточно популярного автомобиля Mercedes в 2010 году по данным БАА составили всего 1,69% от общего числа всех новых авто?
Борис Витальевич: Очевидно, во-первых роль играет финансовый аспект данного вопроса. Немецкий брэнд Daimler AG занял второе место в списке наиболее дорогих автомобильных торговых марок в мире. Машины марки Mercedes-Benz традиционно являются одними из самых технологичных автомобилей в премиум-сегменте. Как следствие – и одними из самых дорогих. Поэтому доля продаж марки МВ от общего числа всех новых авто изначально и не может быть высокой. Известно к тому же, что автомобили марки МВ во всем мире славятся высочайшим качеством, поэтому уместно будет вспомнить выражение: «хорошее не может стоить дешево». Но также, нельзя не отметить и сложившуюся на сегодняшний день экономическую ситуацию в нашей стране. Граждане страны стали более экономными, более расчётливыми в распределении своих финансов.
Бизнес лидер: Как обстоят дела с продажами автомобилей у Автотехинжениринга в настоящее время, когда существует проблема с покупкой валюты?
Борис Витальевич: Думаю, ни для кого не секрет, что положение дел на автомобильном рынке нашей страны, да и не только на нём, переживает трудное время. На нашем предприятии, на данный момент, приостановлена продажа легковой и коммерческой техники МВ. Мы находимся в ожидании решения данного вопроса и надеемся, что произойдёт это в ближайшее время.
Бизнес лидер: Есть ли перебои с поставками запасных частей?
Борис Витальевич: Заметных перебоев в поставке запасных частей не наблюдается. Однако сроки поставок значительно увеличились, как и увеличилась их стоимость, что привело к увеличению продолжительности нахождения автомобилей в ремонте и снижению пропускной способности сервиса.
Бизнес лидер: Насколько выросли ваши цены на сервисное обслуживание автомобилей, по сравнению с мартом (до валютного кризиса)?
Борис Витальевич: Значительного скачка цен на услуги на нашем предприятии не произошло. Прейскурант конечно вырос, но значительно ниже роста курса валют. Мы также понимаем, что стремительный рост цен на услуги может спровоцировать неприятное снижение финансовых показателей нашего предприятия.
Бизнес лидер: Как сказывается экономическая ситуация в стране на ваших клиентах?
Борис Витальевич: На данный момент количество наших клиентов на некоторых подразделениях, как ни странно, выросло. Возможно это связано с тем, что другие организации практически приостановили или значительно сократили деятельность на рынке услуг. Как и прежде, для привлечения клиентов и увеличения их лояльности мы проводим рекламные кампании. В маркетинговом плане мало что изменилось, можно сказать, мы даже больше активизировались в данной области.
Бизнес лидер: Как вы считаете, изменится ли ситуация на автомобильном рынке Беларуси с 1 июля 2011, когда будут выравнены таможенные пошлины?
Борис Витальевич: Трудно комментировать данный вопрос. Для нашей страны это нововведение. Как покупатель, так и продавец может повести себя крайне неожиданно. Хочется верить, что ситуация изменится в лучшую сторону как для одних, так и для других.
Обратимся к представителю немецкого концерна F?rch, который осуществляет поставки профессиональной химии, крепежа, инструмента и оборудования для сервисного обслуживания автомашин.
Бизнес лидер: Валютный кризис коснулся практически каждого в стране. Как ваша компания-импортер переживает его?
Дмитрий Липницкий: Ситуация в стране с валютой коснулась импортеров в первую очередь. Сегодня пока не известно, что будет в будущем и как разрешиться ситуация на валютном рынке страны. Некоторые импортеры прекратили свою деятельность на территории Беларуси, некоторые приостановили ее до прояснения ситуации, остальные работают на свой страх и риск. Что касается нашей компании, то мы работу не прекращали с началом кризиса ,и на сегодняшний день, способны удовлетворить все заявки наших клиентов относительно товара и в Минске и под заказ.
Ещё в апреле мы договорились с немецкими партнерами об отсрочке платежа на два - три месяца за поставляемый товар.
Бизнес лидер: Как вы оплачиваете импортный товар? Где покупаете валюту?
Дмитрий Липницкий: Пока существовал межбанковский рынок – мы покупали валюту по межбанковскому курсу у банка, который в разы был выше, чем официальный курс по НБ РБ. Естественно и цены на товар росли пропорционально. Единственное, что не давало стать товару еще дороже – это как раз заниженный курс Нацбанка, по которому все импортеры растомаживали привезенную продукцию. Несмотря на постоянно меняющийся курс мы все-таки могли исполнять свои обязательства перед поставщиками. После того как Нацбанк страны вновь ввел жесткий курс обмена валют, снова возникли проблемы. Пару раз мы покупали валюту у импортеров, которые вынуждены ее продавать, но ее катастрофически не хватает и это очень малые суммы. По нашим договоренностям с партнерами мы сможем получать товар без оплаты на протяжении лета, если к осени ничего не изменится, то отгрузки нам прекратят. Не дожидаясь осени, уже сегодня мы ищем способы приобретения валюты, либо получения валютного кредита из-за границы, но это все пока на стадии рассмотрения, предприятие должно стабильно функционировать и быть способным рассчитаться по своим долгам.
Бизнес лидер: Сильно ли выросли у вас цены на продукцию? Будут ли они еще меняться?
Дмитрий Липницкий: Цены в белорусских рублях, конечно, выросли, но в разной степени, в зависимости от категории товара. На одну группу товара, который более востребован нашими клиентами, мы постарались сохранить минимальную цену, это было достигнуто путем уменьшения нашей наценки, которая в таких случаях составила всего 5% - 8%. Этого недостаточно для стабильного функционирования фирмы, но нам важнее поддержать сейчас наших клиентов, которые также оказались заложниками валютной ситуации, чтобы вместе преодолеть эти сложности, ведь мы зависимы друг от друга. Второй фактор компании, это продажа широкого ассортимента продукции, поэтому реализация другой группы товара, где наценки снизились незначительно, либо не изменились, позволяет нам стабильно работать.
На сегодняшний день цены у нас стабильные, они менялись, пока рос курс валюты на межбанке, сейчас межбанка нет и не на что ориентироваться. У большинства импортеров курс евро в ценах зафиксирован в районе 11 000 – 12 000 рублей за один  евро, по последним торгам на межбанке. Наша компания снизила цены, как я и говорил ранее, и курс в наших ценах находиться на уровне 10 000 – 10 500 рублей за евро.
Менять цены пока мы не планируем – никто не знает, что будет с курсом, когда его отпустят и каким он будет. По ожиданиям многих, он, скорее всего, вырастет, по крайней мере на начальном этапе. Если курс начнет снова расти, нам, как и всем, придется менять цены вслед за ним – тут от нас практически ничего не зависит.
Бизнес лидер: В ситуации с ежедневно меняющимся курсом, как вы успевали менять цены, и главное, успевали ли вы получать оплату за товар и покупать валюту?
Дмитрий Липницкий: С курсом был настоящий кавардак – работать было действительно очень сложно, поэтому некоторые импортеры и приостановили свою деятельность. Была ситуация, когда мы устанавливали цены, ориентируясь на сегодняшний курс межбанка и добавляя небольшой запас, выходя на работу на следующий день, мы видели, что курс уже вырос и перегнал наш запас, и мы получались в убытке, практически весь май повторялась такая ситуация. В какой-то период был поставлен приоритет перед сотрудниками – не думать о продажах, а вернуть долги за уже отгруженный товар. Конечно не все клиенты могли оперативно рассчитаться и, как и многие импортеры, мы несли убытки в этот период, в основном из-за дебиторской задолженности. Если бы такая ситуация продолжалась и дальше, одним из правильных решений мог бы быть переход на 100% предоплату и покупку валюты в тот же день, что не очень удобно нашим постоянным клиентам, так как это тормозит процесс их деятельности. Сейчас ситуация, с одной стороны стабилизировалась и цены у всех зафиксировались, но с другой стороны проблема приобретения валюты и неопределенности курса в будущем осталась.
Бизнес лидер: Ваши клиенты в основном сосредоточены в автомобильной отрасли. Изменилась ли структура их заказов с кризисом? Сотрудничаете ли вы с компанией Автотехинжиниринг и можете ли что-то сказать об их заказах?
Дмитрий Липницкий: Да, конечно заказы изменились, те, кто не смог сориентироваться либо не оперативно принимал решения, попали в сложную ситуацию, потеряв часть клиентов. Некоторые отправляли и отправляют своих сотрудников в отпуск за свой счет, некоторые перешли с двух/трех смен на одну. Структура заказов изменилась относительно всех клиентов. Одни стали заказывать меньше, но чаще (не зная, что ожидать от рынка завтра); другие больше, но реже (вкладывая избыток белорусских рублей в товар); пара клиентов практически прекратили заказывать продукцию (приостановив деятельность до прояснения ситуации на рынке), но основная часть работает в прежнем режиме, находя выходы в сложившейся ситуации.
Да, мы сотрудничаем с компанией Автотехинжиниринг. Судя по нашему сотрудничеству – это компания одна из тех, кто и в кризис находит пути выхода. Говоря о заказах, они, как и раньше, поступают нам регулярно. То же самое с оплатой, как и раньше компания оплачивает заказы в оговоренные сроки и не наблюдается рост суммы дебиторской задолженности. Относительно объема заказов – в денежном выражении они не изменились, немного сократились в количественном, но это может говорить скорее о сезонности, лето – пора отпусков. Так что в целом можно характеризовать Автотехинжиниринг, как стабильного и надежного партнера.
Бизнес лидер: А что можно сказать о заказах других клиентов из автомобильной отросли?
Дмитрий Липницкий: Автотехинжиниргинг, кроме прочего, занимается обслуживанием автомобилей Mercedes. Относительно этой марки, среди наших клиентов есть ещё две фирмы на рынке – это Автомобильный Дом Энергии ГМБХ и Интерхофман. Последний, как и Автотехинжинжинириг, судя по поступающим заказам на нашу продукцию, также работает стабильно и находит пути выхода из ситуации, связанной с валютой, хотя по объему фирма конечно меньше чем две остальные. Официальный импортер марки Mercedes в Беларуси, Автомобильный Дом Энергии ГМБХ, свои заказы на протяжении периода апрель – май уменьшал, объясняя это сокращением объема работы. Но, не смотря на это, у него никогда не образовывалась дебиторская задолженность и платежи по долгам проходили всегда стабильно и оперативно.
Если брать представителей автомобильной отросли, с которыми мы сотрудничаем в целом, то ситуация примерно такая же у всех, кто-то находит пути решения проблем более удачно, у кого-то это получается чуть хуже.
Всей стране, конечно, нужно решение проблемы, связанной со свободной продажей валюты, которое должно принять руководство страны, но пока бизнес не знает, каким оно будет и, главное, когда.