Особенности роста британского автопрома в кризис

Подгнило что-то в Британском королевстве

Еще относительно недавно британские автопроизводители значительно превосходили автопроизводителей Франции или Германии, сегодня от этого ничего уже не осталось. Дело в том, что в кризисный для автомобилестроителей период (а этот кризис в Британии длится уже не одно десятилетие), британцы не стали выкупать отечественного производителя или запрещать ввоз иномарок, они просто продали свои бренды. Как относиться к такому варианту решения проблем автомобилестроения? Может, в этом нет ничего страшного и обидного, в конце концов, работают же британские заводы, люди по-прежнему покупают знаменитые английские марки. Все, конечно, так, но настораживает и вызывает опасение другое, а именно:
? легендарные бренды фактически пошли по рукам. Кому только они не принадлежали в последние десятилетия. К примеру, Land Rover принадлежал BMW, через время он фактически подарил компанию британской финансовой группе Phoenix Consortium, затем его купил Ford, сегодня он, как уже говорилось, является собственностью Tata Motors. Или Aston Martin. Эта компания уже почти век переходит от одного владельца к другому. Пока в 2007 году Ford не продал ее консорциуму инвесторов, главой которых является компания Prodrive. В общем, почти "шведская семья". Согласитесь, эти бесконечные продажи туда-сюда – не лучшие условия для сохранения и преумножения традиций и преемственности. И потом, если сначала бренды покупали немцы и американцы, то теперь – китайцы и индийцы. Владельцем Jaguar Land Rover, как известно, стала Tata Motors, производящая самые дешевые в мире автомобили Tata Nano за $2500. Все-таки очень разные технологические уровни у этих компаний. Хорош хозяин для люксовых автомобилей. Увы, но никто из серьезных автопроизводителей не польстился на Jaguar и Land Rover. А главное в этой ситуации, кто станет следующим их владельцем – малазийцы или вьетнамцы?
? зачастую марки остаются убыточными. К примеру, в свое время миллиардные финансовые вливания BMW так не сделали Rover и Land Rover прибыльными. Скептики убеждены, что тем же индийцам не удастся преодолеть убыточность Jaguar Land Rover. Эта ноша явно не по их плечам;
? британские бренды меняют свое лицо. Можно привести массу примеров того, как автомобильные легенды постепенно превращаются в автопопсу. Вот только несколько. Новый дизайн Jaguar XJ на самом деле является большим крестом на классическом облике автомобиля. Или Rolls Royce Phantom – пусть и остается со своей легендарной эмблемой, но все же является немецкой машиной. Есть и другой пример. BMW, получив ценный бренд Mini, выпустила собственный Mini, далекий от знаменитого творения британских автопроизводителей и т.д. Очевидно, что резкая смена владельцев не идет на пользу имиджу марок, а переориентирование моделей на другие рыночные сегменты способно и вовсе их уничтожить;
? производство закрывается или переносится в другие страны. В качестве яркого примера вспомним историю MG Rover, который в 2005 году приобрел китайский производитель. Тогда на заводе в Лонгбридже легендарные Rover изготовляло 6,5 тысяч человек. Что же сегодня осталось от этого производства? Практически ничего. Сразу после покупки завода MG китайцы забрали все его оборудование домой, а в 2011 году на этом заводе начали сборку китайской модели MG6 из комплектующих, поступающих из Китая. Что же касается персонала английского отделения SAIC Motors, то сегодня он составляет 400 человек. В общем, финита ля комедия. Или Jaguar и Land Rover. Нет-нет, эти авто все еще создаются в Британии, но Tata уже открыла первое сборочное предприятие за пределами Великобритании – в Индии, впрочем, запчасти пока будут делать в Англии, а его продукция предназначена только для внутреннего рынка. Но дальше-то что – Jaguar и Land Rover будут производиться из индийских комплектующих? И кто поверит, что их захотят покупать мультимиллионеры США или стран бывшего СССР ?

В общем, за державу обидно, чужую державу и, конечно, обидно за истинных ценителей этих железных красавцев. Дорогих машин в мире полно, но британские авто это ведь нечто – сочетание технологичности и вековых британских традиций и культуры. Это как эксклюзивная бриллиант , по количеству каратов и огранки которой, каждый поймет цену и вес в мире ее владельца. Помните шутку, человек купил Rolls Royce. Проехал 100 миль. Ему звонят из салона: - Извините, пожалуйста. У вас машина без двигателя. - А как же я проехал 100 миль? - На репутации. Увы, гибнут давние традиции, уходят в прошлое каноны автомобильной красоты.

Быть или не быть британскому автопрому – вот в чем вопрос

Типичный путь большинства британских автопроизводителей можно представить в виде следующей логической цепочки – купля компании, укрупнение и неизбежный кризис. К примеру, Jaguar с 1960 года поглощал и поглощал малые компании, стал самым крупным автопроизводителем Британии, за чем последовал надрыв, кризис и продажа концерна. Но если подобное развитие стало устойчивым трендом, то будет естественным задаться вопросом – в чем кроются коренные причины неудач британского автопрома? Эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V выделили несколько основных факторов, в определенной степени проливающих свет на корни нынешних проблем британских автопроизводителей: