Особенности роста британского автопрома в кризис

1. В Великобритании долгое время популярной была идея деиндустриализации страны. Считалось, что времена тяжелой промышленности, в том числе, автомобилестроительной, ушли навсегда. Страна решила не производить готовую продукцию, а генерировать идеи, быть локомотивом на пути в постиндустриальное общество, финансовым центром мира.
2. Политика экономического либерализма, минимизация роли правительства, невмешательство государства в экономику. Как там у Адама Смита – государство это ночной сторож, так или почти так и было в Британии.
3. Открытая экономика, что помимо всего прочего означало открытие рынка для других стран. Большой беды в этом не видели, поскольку твердо были убеждены в способности своей страны победить в конкурентной борьбе любого. Однако результат оказался противоположным – промышленность оказалась в упадке. И сегодня два знаменитых бренда – Jaguar и Land Rover приносят доход Tata Motors (95% дохода компании по итогам IVквартала прошлого года).
4. Высокие издержки производства, высокие зарплаты и налоги. Британцы знают толк в жизни и привыкли к высокому уровню благосостояния. В этой связи можно вспомнить случай с MG Rover, когда BMW продала его четырем бизнесменам из Бирмингема. Так вот, из кризиса они MG Rover не вытянули, зато себе назначили зарплаты по 3 миллиона фунтов стерлингов в год каждому, что было вдвое больше, чем у руководителей преуспевающей BMW. Это касается не только менеджмента. Больше, чем английские рабочие в Европе бастуют по любому поводу только французские. Вот и уходит промышленность в страны, где издержки и налоги меньше, а требования к экологии производства попроще.
5. Высокая стоимость машин. Конечно, Bentley, Rolls-Royce, Jaguar, Aston Martin – всеэтоэлитныеавто. Многие из них выпускаются штучно, собираются вручную, являются вершиной инженерной мысли и настоящим автомобильным шедевром. В каждом автомобиле того же Aston Martin есть бронзовая дощечка с именем человека, который был ответственным за ее изготовление. Внимание к мелочам и ручной труд (между прочим, на то, чтобы стежком обойти рулевое колесо, уходит 5 часов) делают этот автомобиль эксклюзивным и, конечно же, баснословно дорогим. Rolls-Royce собирается с учетом практически любых пожеланий заказчиков – обивка салона, зачастую, из бычьей или козьей кожи из Италии, но можно и из антилопы, бегемота или крокодила, дерево для приборной доски – ливанский кедр, орех или черное дерево. Все зависит от фантазии заказчика, ну и, конечно, денег. Автомобили эти, понятно, изготавливаются практически вручную, так, к примеру, стекла Rolls-Royce, как известно, обладающие замечательной прозрачностью, шлифуются более десяти дней, на последнем этапе их шлифуют вручную козьей кожей или замшей со специальным раствором. Отсюда и цена. Например, Rolls-Royce Phantom Coupe продается в России более чем за 28 миллионов рублей. Воистину, полцарства за коня! За железного коня. Понятно, что в кризис дорогие автомобили не являются самыми востребованными.
6. Падает качество. Нарастает технологическое отставание от японцев. К примеру, нарекания у автовладельцев вызывает Land Rover Discovery. Порой из-за обилия сложной электроники его бортовая сеть основательно зависает и дает сбои, аккумулятор не заряжается и пр. Отсюда многочисленные заявления, что от этой марки кроме имени уже ничего не осталось! Ну, разве что еще многочисленные анекдоты. Типа – если джентльмен не в сервисе, а разъезжает на своем Land Rover, это вовсе не означает, что его автомобиль в порядке. Просто у господина их два. Или. Почему владельцы Land Rover никогда не здороваются, если встречаются днем? - Потому что утром на сервисе виделись.

"Иногда мы и в самой потере находим утешение"

Многие британцы в полном соответствии со словами Шекспира, и в продаже национальной автомобильной промышленности находят утешение. В самом деле, в этой жизни, сколько минусов, столько и плюсов. Позитивом же для них являются хотя бы следующие важные обстоятельства:
? проданы знаменитые бренды не абы кому, а реальным инвесторам, перспективным, имеющим деньги для солидных инвестиций. В конце концов, деньги ведь и вправду не пахнут. Та же Tata Motors – не какая-то там никому неведомая индийская компания. Она входит в список 20 крупнейших автопроизводителей в мире, занимает 3-е место по производству автобусов и 4-е – по производству грузового транспорта. Компания обладает международными амбициями и достаточным капиталом, чтобы Jaguar и Land Rover снова стали успешными. Индийская компания недавно заявила, что намерена увеличить свои инвестиции в развитие этих марок вдвое – до $2,4 млрд. год. BMW пообещала в течение 3-х лет вложить ?562 млн. в создание новой версии знаменитой малолитражки Mini и т.д. В общем, многие британские бренды уже получили второе дыхание у иностранных собственников;
? заводы в Великобритании работают. Хотя компания Rolls-Royce принадлежит BMW, но завод по выпуску британского бренда находится в городке Гудвуд, графство Западный Суссекс. Более того, немецкий автогигант построил здесь "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства Rolls-Royce. Правда, значительная часть комплектующих все же производится на заводах BMW. К примеру, на Phantom стоят собранные в Германии 12-цилиндровые двигатели, там же готовят и кузовные детали для авто. Тем не менее, автопром Великобритании обеспечивает работой 700 тысяч британцев;
? сотрудничество благоприятно влияет на качество авто. Перейдя в собственность к немецким автогигантам, Rolls-Royce и Bentley в придачу к британским традициям получили немецкую основательность и надежность. И сегодня не прекращается работа над ошибками и усовершенствованием машин. Так, у популярного авто Rolls-Royce Ghost активная подвеска разработана совместно с немцами. Есть и новые победы. К примеру, новый Range Rover Evoque получил премию "Внедорожник года 2012 в Северной Америке", эксперты дружно отметили его инновации, ходовые качества, безопасность и удовольствие от вождения;
? продолжается обновление модельного ряда легендарных марок. В результате, он может удовлетворить запросы любых, самых привередливых автолюбителей. Так, на базе Phantom созданы модели купе и кабриолет. Трехдверное кросс-купе Land Rover LRX уже назвали новым чудом британского автопрома. К его достоинствам, в частности, относят заметную экономию топлива, низкий уровень выброса CO2 и уникальную начинку (к примеру, система контролируемого движения под уклон "HDC"). Bentley в ближайшие годы будет экспериментировать с экологичными технологиями, готова устанавливать гибридный привод на новые модели. А еще она обещает выпустить первый в своей истории кроссовер, который, как убеждены в компании, сразу покажет конкурентам, кто здесь босс. Bentley собирается первой установить 12-цилиндровый бензиновый мотор на премиальный внедорожник. В продаже это автомобильное чудо должно появиться в 2015 году. В Британии с нетерпением ожидают и Jaguar C-X16;
? расширение рынков сбыта. К примеру, Rolls-Royce планирует осваивать рынки Южной Америки, а также увеличить свои представительства по всему миру. А Jaguar и Land Rover решили обзавестись промышленным партнером в Китае, в связи с этим ведут переговоры с Great Wall Motor. Открывает новые возможности для Bentley и Rolls-Royce решение Maybach, который тоже занимает сегмент люксовых автомобилей, уйти с рынка в 2013 году. И, наконец, как бы не складывалась экономическая ситуация в мире, всегда будут желающие выделиться из толпы, получить максимум комфорта (помните о Rolls-Royce, "на скорости 60 миль в час самый громкий звук в салоне – тиканье часов") и надежности, и за это готовы платить любые деньги.

Спросите, что дает инвестору этот материал? Конечно, информацию. Слышали же – патронов, денег и информации не бывает слишком много. А как сказал французский экономист Жак Аттали, быть информированным означает иметь много денег.