Небольшие американские банки развивают карточный бизнес

Из-за повышенных требований к капиталу крупные американские банки сокращают портфели кредитных карт, в то время как малые американские банки отвоевывают рынок кредитных карт.

Лидер рынка JPMorgan (ссудная задолженность по кредитным картам на конец июня – 124 млрд долл.), следующие за ним Bank of America (105 млрд долл.) и Citigroup (88 млрд долл.) сообщали о сокращении своих портфелей за 2011 г. Более мелкие банки, которые в прошлые годы сворачивали этот бизнес, теперь его активно развивают: регулирующие ограничения сделали дебетовые карты менее прибыльными. Кроме того, небольшие банки не хотят, чтобы их лучших клиентов обслуживали другие банки, и стремятся предложить им новые продукты. Среди банков, начавших активно продавать кредитные карты, – M&T Bank, Regions Financial Corp., Sovereign Bank, Huntington Bancshares Inc. Так, M&T Bank за год увеличил портфель кредитных карт на 126%, а Regions Financial – на 19%, оба портфеля пока остаются незначительными по сравнению с объемом рынка. Некоторые банки рассчитывают зарабатывать на кросс-продажах карт в условиях почти нулевых процентных ставок – Федеральная резервная система США сообщила, что ставка будет держаться на «исключительно низком уровне» как минимум до конца 2014 г. Когда есть собственная программа по кредитным картам, получаешь много информации о том, как потребитель тратит средства, отмечает вице-президент M&T Bank Ричард Голд (Richard Gold). Если данные обрабатываются где-то еще, банк передает стратегический актив конкуренту, считает он. Почти весь рынок кредитных карт делят 6 крупных игроков – они контролируют 75% от объема покупок, совершаемых по картам. Крупным банкам легче вести бизнес, поясняет вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов, успешные игроки становятся большими, неуспешные из бизнеса выходят.

Потребители устают от кредитных карт и сокращают их использование, говорится в сообщении Federal Reserve Bank of Cleveland. По его данным, 24% опрошенных потребителей сказали, что не имеют кредитных карт, два года назад кредитных карт не имели 16%. Однако небольшие банки вместо почтовых рассылок решили предлагать карты в филиалах, поскольку клиенты больше настроены использовать карты местного банка.

Американский рынок сильно нагружен кредитами, говорит О. Анисимов: «Долговая нагрузка увеличилась на население, часть людей, неуверенных в завтрашнем дне, гасят кредиты, это давит на портфели банков».

Российский рынок кредитных карт находится на низкой стадии развития: сокращать нечего, банки могут либо наращивать, либо удерживать прежние объемы, считает он. За полтора года только 2 банка из 20 лидеров рынка уменьшили портфели, указывает О. Анисимов. Размер кредитов, выданных посредством кредитных карт, увеличился на 119,8% и рынок продолжает бурно расти в этом году: за полгода он прирос на 36%, а совокупный портфель впервые превысил 500 млрд руб., напоминает он.
По материалам «Ведомости»