Итоги пресс-конференции «Интернет и деньги: как воспользоваться новыми возможностями»

Вчера , 7 ноября в агентстве «Интерфакс Украина», Институт экономических исследований и политических консультаций представил аналитический отчет по результатам исследования «Электронные деньги в Украине». Bankomet.com.ua уже упоминал о содержании этого документа, основной идеей которого является вывод о необходимости приведения регулирующего законодательства в соответствие европейскому опыту и практике.

Во время пресс-конференции был озвучен ряд проблем, существующих на рынке электронных денег в Украине. Эксперты затронули ряд специальных тем, связанных с новым Законом, эмиссией электронных денег, их обеспечением и ограничениями на размеры транзакций и т.п.

По разным оценкам, объемы украинского рынка электронных денег колеблются от 2 млрд гривен, до 2 млрд долларов. Так или иначе, эксперты сходятся в том, что общий объем сопоставим с 1% от ВВП. Это приблизительно та сумма, которую экономика Украины сможет получить, если будет беспрепятственно использовать потенциал безналичных электронных платежей. Эту же сумму экономика теряет, если в государстве создаются искусственные препятствия для развития и функционирования рынка.

Принятых в Законе № 5284-VI изменений недостаточно, считает научный сотрудник Института экономических исследований Дмитрий Науменко. По его мнению, рынок самодостаточный и требует собственного отдельного полноценного регулирования, необходимо соблюдающего баланс интересов и гибкость подходов.

Эксперт отмечает, что требование к 100%-ному резервированию обеспечения в НБУ — это рекомендуемая исследователями мера. Тем не менее, западный опыт показывает, что такое обеспечение вполне можно вкладывать в низкоризковые активы и надежные негосударственные банки.

Алексей Титов, руководитель группы компаний WebMoney.UA отметил, что исследователи выделяют 3 группы концепций, которые рассматривают среди возможных эмитентов электронных денег (в соответствии с европейской практикой) банки, небанковские организации и Госбанк.

Алексей Титов, WebMoney.UA

«Кто может быть эмитентом или оператором электронных денег? Наша точка зрения, как бизнеса, заключается в том, что самая надежная схема — эмитент небанк, с размещением средств обеспечения эмиссии в Центральном банке на специальном счету. Вы прекрасно знаете, что банки — это организации, которые заняты перераспределением средств. Существующая на сегодняшний день конструкция, дает полную возможность банкам производить дальнейшее размещение средств, привлеченных для обеспечения эмиссии. Это абсолютно неправильно.

Быстрые деньги должны быть 100%-но обеспечены, и последней инстанцией такого обеспечения является счет в Центральном банке. Хранение эмиссии в Центральном банке позволит очень легко контролировать эмитентов. Я вам скажу как, банк, небанк — не имеет значения. В законе сказано: электронные деньги это обязательства эмитента. Обязательства проданные за все время, минус обязательства выкупленные (погашенные) за все время. Их разность — это и есть эмиссия. Проверяя любое предприятие, мы можем в любое время увидеть какая сумма находится в эмиссии. Эту сумму Регулятор может видеть у себя на счету. Элементарный контроль, и необязательно иметь для этого лицензию на все виды банковских услуг».

Ситуацию с регуляторными инициативами в Украине остроумно прокомментировал президент Imena.UA Александр Ольшанский:

Александр Ольшанский, Imena.UA

«Мы живем не в вакууме. Украина не является самой большой страной в мире, она не является держателем мировой резервной валюты и так далее. Здесь работает простое правило: не хочешь кормить армию свою, будешь кормить чужую. То, что у нас не развиваются системы электронных платежей, не означает, что они не развиваются в мире. Если вы почитаете внимательно это исследование, то там перечислено колоссальное количество таких систем, которыми пользуется сегодня украинская экономика. И сделать с этим ничего невозможно. Сегодня в Украине законодательное поле такое, что отечественные системы развиваться не будут. Да, это очень безопасно. Никто не говорит, что что-то сделано неправильно — достигнута 100%-ная безопасность».

По мнению А.Титова, повод для оптимизма все же есть:

«Исследователи отдали предпочтение одной концепции, законодатели — другой, комментирует он. - Мы уже имеем принятый закон и там изложена концепция, которая не приветствуется людьми, которые изучили этот вопрос. Но тем не менее, закон принят и он должен выполнятся. Никакая редакция закона никогда не является окончательной и работая над этими вопросами, обсуждая их и используя научный подход и практику, мы должны двигать законодательство в правильную сторону. Каждый имеет право высказать свою точку зрения и если она будет захватывать умы большинства, то закон будет меняться в эту сторону».

Комментируя методологию исследования, Глава правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский сказал, что в этом интеллектуальном продукте были использованы единые принципы Института: изучение зарубежного опыта, опрос сектора (анкетирование) и формирование финального отчета. Эксперты выработали ряд рекомендаций для принятия современного законодательства, согласно нормам европейской практики, и готовы обсуждать это в рамках любых круглых столов.