Война виртуальных кошельков

У Visa, MasterCard и других известных платежных систем есть все шансы не стать «жертвами» ухода покупателей к Square, PayPal и иже с ними новомодных способов оплаты товаров и услуг. Но для этого «платежные бренды» должны правильно «раскинуть свои карты», сообщает издание TheEconomist в статье «War of the virtual wallets», пишет ItExpert.

В ноябре текущего года состоялось событие, которые не было замечено широкой общественностью, но которое, тем не менее, стало важной вехой на пути к созданию «цифровой наличности». Так, 13 ноября в Америке завершилось тестирование V.me, "цифрового кошелька", который может хранить в себе множество платежных карт. Вместо того, чтобы «светить» свои личные данные и номер кредитной карты при оплате вещи в Интернете, клиенту достаточно просто ввести свой ник и пароль. Особенность же события – в том, что на рынок «виртуальных» платежей вышел известный «карточный гигант» Visa, штаб-квартира которого находится в самом сердце Силиконовой долины, рядом с хед-офисами целого ряда технологий фирм, пытающихся получить в свои руки «жирный кусок» мирового платежного бизнеса.

«Карточные компании» становятся заманчивой целью для многих конкурентов. Некоторые – такие как Visa, MasterCard и китайский UnionPay – управляют кредитными, дебетовыми и предоплаченными картами своих клиентов. Другие – такие как AmericanExpress – выпускают собственный «пластик». Суммы кредитов и наличных средств, которые они обрабатывают, просто ошеломляют. В прошлом году, согласно отчету компании Nilson, через кредитные карты платежных систем было проведено $6700 млрд. А через дебетовые и предоплаченные карты – и вовсе 15 триллионов долларов! (см. диаграмму).

Такие суммы объясняют, почему очень много фирм - от телекоммуникационных компаний до предприятий розничной торговли и стартапов наподобие Square– пытаются изменить привычки потребителя оплачивать товары. Некоторые «стартаперы» уже предвкушают приход «пост-пластикового» платежного мира, благодаря которому они «проделают брешь» в доходах карточных гигантов. Но, похоже, «платежные монстры» не собираются сдаваться без боя.

Объективности ради нужно признать, что такой ажиотаж даже на руку «гигантам»: в краткосрочной перспективе новые технологии приведут к повышению использования их пластика. Пока что платежные приложения для смартфонов в основном требуют от пользователя при оплате услуг введения реквизитов своей кредитной или дебетовой карты. Такие компании как Squareи iZettle разработали миниатюрные считыватели карт, которые встраиваются в смартфоны и позволяет мелким торговцам использовать их ПО для приема платежей. Эд Маклафлин (Ed McLaughlin), который курирует новые технологии платежей в MasterCard, считает, что благодаря такому развитию событий «карточные фирмы» за последние 12 месяцев добавили к списку своих постоянных потребителей около 1,2 млн новых клиентов из числа предприятий малого бизнеса – все они начали активно внедрять различные формы приема безналичной оплаты товара.

И даже если пластиковые карты в конечном итоге пойдут «по пути виниловых пластинок», считает Маклафлин, карточные сети смогут по-прежнему процветать, так как они тоже вкладывают значительные средства в новые технологии, но при этом могут использовать такие свои преимущества как доверие и авторитет у клиентов.

К примеру, Visa делает ставку на своих клиентов из числа банков. Им компания предлагает помочь сократить разрыв с конкурентами - такими как Squareили PayPal. Последняя, как известно, является структурным подразделением eBay и приобрела уже около 117 млн активных пользователей отчасти благодаря тому, что является единственным средством оплаты товаров на этом интернет-аукционе. Банки знают, что сегмент оплаты товара на аукционах и в точках продаж частично закрыт для них, и активно соглашаются на сотрудничество. Так, более 50 финансовых учреждений поддержали запуск цифрового кошелька V.me, который помимо карт Visaпринимает также и карты ее конкурентов.

MasterCard и другие компании также активно предлагают цифровые кошельки, в которых можно хранить не только реквизиты платежных карт, но и цифровые купоны, билеты, др.

Вскоре все эти кошельки, вероятно, перенесут на мобильные телефоны, и их можно будет использовать в магазинах, кафе, барах и т.д. А ведь именно в этом направлении прилагают усилия Squareи другие разработчики «мобильных бумажников», именно на этот сегмент сфокусировала свои усилия Google. Количество стартапов, пытающихся создать аналог Visaили MasterCard, растет с каждым днем, и они уже начинают «переходить дорогу» друг другу. Дженнифер Шульц (Jennifer Schulz), глава мирового подразделения Visa по электронной коммерции, предсказывает, что в ближайшем будущем на рынке останутся лишь несколько провайдеров цифровых бумажников, которые смогут завоевать доверие потребителя. И среди них, скорее всего, окажутся компании, в активе которых есть надежный бренд, большой бюджет и предприимчивость в деле проведения платежей.

Пока что «карточные сети», похоже, вкладывают средства в инновационные фирмы частично для того, чтобы наблюдать за развитием потенциально опасных для себя технологий. Компании Visa, к примеру, принадлежит часть акций Square, которая в уходящем году наделала много шума заключением сделки с Starbucksпо созданию собственного сервиса мобильных платежей в 7 тыс. кафе сети в Америке. Помимо этого Visaтакже инвестировала в Monitise, компанию, которая специализируется в сфере мобильного банкинга. American Express в свою очередь, создала $100-миллионный фонд, который уже инвестировал в iZettle, конкурента Square из Швеции.

До сих пор лишь немногие пытались создать новые платежные системы с нуля. Но те, кто «игрался» с этой идеей – такие как ISIS, созданный консорциумом телекоммуникационных компаний в Америке - пришли к выводу, что это слишком дорогостоящее и затратное дело, особенно ввиду необходимости согласования всех тонкостей с регуляторами, создания систем борьбы с мошенничеством и так далее. (В прошлом году все четыре больших карточные сети США присоединились к ISIS). Кроме того, на руку известным платежным брендам играют также опасения по поводу безопасности новомодной платежных систем.

Тем не менее, известным брендам не стоит расслабляться. Брайан Кин (Bryan Keane), аналитик Deutsche Bank, указывает на то, что создали цифровых бумажников могли бы развивать альтернативу кредитным и дебетовым картам в виде карт предоплаты (stored-value cards) и прямых платежей со счета-на-счет (directbank-account-to-bank-accountpayments). К тому же крупные ритейлеры в Америке объединились для создания ​​собственного цифрового бумажника и, вероятно, будут подсказывать покупателям выбирать варианты оплаты, которые являются самыми дешевыми и выгодными для самих торговых сетей. В качестве стимула для этого они смогут предлагать скидки, купоны и т.д.

Джек Дорси (JackDorsey), босс Square и один из основателей Twitter, соглашается, что цифровые бумажники будут использовать преимущества и недостатки различных способов оплаты, и это наверняка заставить карточные сети втянуться в эту игру. "Они представили существенное нововведение 60 лет назад [когда были созданы платежные карты], - говорит он, - но после этого практически не показывали ничего нового".

С этой точкой зрения могли бы поспорить многие представители «мира платежей», но они, скорее всего, не станут этого делать, так как уверены, что новые формы оплаты уже приводят им новых клиентов. Маклафлин из MasterCardутверждает, что в 85% случаев покупки товаров по-прежнему используются наличные деньги и чеки. И запуск мобильных платежей больше способствует введению безналичных способов оплаты.

Самые большие перспективы у мобильных платежей – на рынках развивающихся стран, где отсутствие финансовой инфраструктуры способствует развитию систем оплаты с помощью мобильного телефона. Всем известен пример платежной системы M-Pesa, которая захватила лидерство в Кении и некоторых смежных с ней африканских странах. Но, как оказалось, ведущие бренды давно занялись применением этого опыта. Так, Visa «взяла под свое крыло» платежную систему Fundamo, которая специализируется на оплате товаров и услуг в не охваченных банковскими сервисами рынках развивающихся стран, а MasterCard создала с Telefonica совместное предприятие Wanda, которое развивает сферу мобильных платежей во многих странах Латинской Америки.

Мир платежей быстро изменяется, но, похоже, известные карточные системы «держат руку на пульсе» этих изменений и не собираются уступать своих позиций конкурентам.