Т.Попова: Расплывчатость определения «финансовая пирамида» может стать рычагом давления на добросовестных предпринимателей

Глава правления Интернет Ассоциации Украины Татьяна Попова об угрозах законопроекта по борьбе с финансовыми пирамидами.

Татьяна Попова

«Проект Закона «О запрете финансовых пирамид в Украине» имеет ряд неурегулированных вопросов, что приведет к разрушению законной предпринимательской деятельности и привлечению невиновных лиц к ответственности.

Так, статьей 2 Закона определено, что финансовой пирамидой являются любые операции с финансовыми активами, которые осуществляются физическими или юридическими лицами с целью приобретения или возможности получения выгоды для себя или других лиц за счет перераспределения активов других лиц, в том числе, без осуществления фактической хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах, с принятием этого Закона, под понятие «финансовой пирамиды» будет попадать любая законная предпринимательская деятельность, право на осуществление которой предоставлено Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины и другими законодательными актами Украины.

Расплывчатость базового определения может стать рычагом давления на добросовестных участников хозяйственных отношений и рядовых предпринимателей, которые примут на себя все фискальное давление со стороны правоохранительных и контролирующих органов, которые будут трактовать этот закон, как им будет удобно.

В проекте Закона отсутствуют определенные критерии, которые четко будут отличать «пирамидальные» операций от других.

После принятия этого Закона, фактически, предпринимательской деятельностью смогут заниматься исключительно финансовые учреждения при предоставлении ими финансовых услуг.

В условиях устойчивого развития экономики государства, применение инструментов регулирования предпринимательской деятельности, объединенных с ее запретом, недопустимо.

Кроме этого, из определения финансовой пирамиды непонятно, кто входит в понятие «других лиц», для которых возможно приобретение выгоды. Отсутствие конкретизации этого понятия дает возможность «другим лицом» определить любое лицо, которое, исключительно по мнению правоохранительных и контролирующих органов, будет, якобы, иметь отношение к деятельности, попадающей под определение финансовой пирамиды.

При таком определении, финансовой пирамидой можно считать, например, благотворительную деятельность, а получателей благотворительной помощи и учредителей благотворительных организаций - субъектами преступления, предусмотренного ст.1901 УК Украины.

Любые объединения граждан (ассоциации, союзы), в том числе кооперативы, участие в которых предусматривает уплату взносов, также могут быть признаны финансовой пирамидой. Такая же судьба ждет и коммерческих агентов банков, которые, согласно ст.47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», предоставляют финансовые услуги на основании заключенных агентских договоров с банками. Юридически такие лица предоставляют финансовые услуги, не являясь при этом финансовыми учреждениями.

С принятием этого Закона деятельность таких лиц будет вне закона, поскольку для оказания финансовой услуги коммерческие агенты «привлекают» финансовые активы от лиц, из них получают комиссию за оказанные услуги, которую, фактически, можно считать выгодой, полученной за счет перераспределения активов других лиц. Это может разрушить и так очень слабую банковскую систему государства, что повлечет панику среди населения, поскольку, если вдруг все агенты банков перестанут предоставлять услуги, это будет ударом по авторитету конкретного банка, с которым заключены агентские договоры.

Кроме того, данным Законом не должно раскрываться понятие «финансовые активы», поскольку Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» понятие «финансовых активов» уже было определено.

Следует отметить, что в Законе не предоставляется трактовка понятия «перераспределение активов», которое отсутствует и в законодательстве Украины. В связи с тем, что «перераспределение активов» является одним из признаков финансовой пирамиды, необходимо законодательно определить, что является «перераспределением активов».

Кроме этого, проектом Закона Уголовный кодекс дополнен ст.190-1. Так, за умышленное создание условий для финансовой пирамиды, предложение участия в ней или привлечение (получение) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды, будет установлена уголовная ответственность. Вместе с тем, отсутствие законодательного определения терминов, которые необходимы для квалификации преступления, будет позволять следователю самостоятельно трактовать, какие действия являются противоправными, а какие нет.

Кроме этого, субъектом преступления по УК Украины может быть только физическое лицо, а значит создание финансовой пирамиды юридическим лицом позволит избежать ответственности лицам, которые действительно будут обманным путем привлекать финансовые активы от любых лиц.

Кроме этого, ст.190-1 отнесена к преступлениям против собственности, но диспозиция статьи не предусматривает какого-либо завладения имуществом, что является некорректным.

Также следует отметить, что, с объективной стороны, указанное преступление может совершаться путем умышленного создания условий для финансовой пирамиды, предложение участия в ней или привлечение (получение) финансовых активов с помощью финансовой пирамиды. При этом, в Законе не объясняется, что именно является «созданием условий», каким образом может осуществляться «предложение участия в пирамиде», что является «привлечение финансовых активов с помощью финансовой пирамиды».

С учетом отсутствия законодательного регулирования и трактовки признаков финансовой пирамиды, к уголовной ответственности могут быть противоправно привлечены лица, которые, например, на законных основаниях продают право требования, предоставляющих услуги по взысканию дебиторской задолженности, осуществляют страховую деятельность и т.п.

С субъективной стороны, преступление характеризуется наличием прямого умысла. Это означает, что человек на момент совершения преступления должен осознавать, что он создает финансовую пирамиду и имеет цель завладеть финансовыми активами с использованием финансовой пирамиды. Вместе с тем, в связи с отсутствием детальной трактовки признаков преступления и признаков финансовой пирамиды, доказать прямой умысел является практически невозможным.

Также, Законом не установлен переходный период введения его в действие. Так, до принятия этого Закона, деятельность, которая теперь может совершаться исключительно финансовыми учреждениями, осуществлялась другими субъектами хозяйствования, для ведения предпринимательской деятельности привлекали финансовые активы от физических и юридических лиц.

С принятием Закона будет непонятно, каким образом следует выполнять уже заключенные договора, каким образом осуществлять их расторжение, поскольку если это делать исключительно на основаниях, которые предусмотрены Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, то в случае недостижения согласия между сторонами, такое расторжение или прекращение действующих договоров может быть осуществлено исключительно в судебном порядке, и до вступления решения суда в законную силу, фактически, стороны по договору должны будут выполнять свои обязанности, в связи с чем их действия будут иметь признаки преступления, предусмотренного ст.190-1 Уголовного Кодекса Украины.

Кроме этого, следует также остановиться на ч.2 ст.2 проекта Закона «О запрете финансовых пирамид в Украине». Так, указанной нормой Закона предусмотрено, что к финансовой пирамиде не относятся операции с финансовыми активами, осуществляемые финансовыми учреждениями при предоставлении ими финансовых услуг, определенных статьей 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» или законами по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг. При таких обстоятельствах можно создать «Настоящую финансовую пирамиду» с помощью финансового учреждения, которая Законом будет освобождена от возможной ответственности за какие-то противоправные действия по привлеченным финансовым активам.

Кроме этого, поведение обычного гражданина, после введения его в заблуждение и привлечения активов в финансовую пирамиду, будет детерминироваться существованием Закона, якобы защищающем его права. На самом деле, этот Закон никоим образом не гарантирует ему честность и прозрачность правоотношений с финансовыми учреждениями, которые будут иметь возможность создать «Настоящую финансовую пирамиду».

Таким образом, без четкой регламентации и трактовки терминов и признаков финансовой пирамиды, действие этого Закона будет больше направлено на борьбу с добросовестными предпринимателями, а не с мошенниками, которые каждый день создают все более изощренные схемы противоправного завладения имуществом обычных юридически необразованных граждан.

С учетом изложенного, проект Закона «О запрете финансовых пирамид в Украине» необходимо направить на доработку».

Источник: InternetUA